Соцсети:

“Между делом”: безжалостный спектакль Евгения Гришковца

6 июля 2021 | Газета «Кузбасс»

2 июля на сцене кемеровского театра драмы состоялась премьера спектакля Евгения Гришковца “Между делом”.

Ситуация, которая действительно произошла как бы между делом, легла в основу новой почти документальной, автобиографичной постановки писателя и режиссёра Евгения Валерьевича Гришковца. История о невероятно талантливой художнице из маленького сибирского городка, ввязавшейся в отвратительное дело с наркотиками, и известном писателе, который хочет быстренько ей помочь, потому что “Талант, как прыщ, может вскочить на любой заднице” — цитировал Раневскую герой Гришковца. А талант, как известно, губить нельзя.

У художницы Зинаиды Серебровой есть прототип — в реальной жизни она поэтесса и певица. Ее осудили на шесть лет колонии общего режима. Гришковец общается с осужденной, даже привез ей в колонию синтезатор и диктофон, чтобы она записывала песни.

Режиссёр будто вырвал кусочек жизни и поставил на перемотку, чтобы показать на сцене, что не стоит делить людей на плохих и хороших — у каждого своя правда и свои слабости; что не все генералы тупые, алчные солдафоны, какими мы привыкли их считать, начитавшись анекдотов; что даже если очень сильно хочется кому-то помочь, тебя могут сковать обстоятельства, которые невозможно преодолеть.

“Я бы сама сажала тех, кто продает моим художникам наркотики”

Гришковец снова показал нам, что жизнь гораздо глубже и богаче, чем мы, обыватели, привыкли о ней думать.

Чтобы отразить всю эту жизненную глубину и многообразие, актерский состав режиссер подобрал тоже многообразный и разноплановый. В него вошли актеры не только из драматического театра, но и из театра для детей и молодежи. Сработали, как и всегда, очень профессионально — спектакль поставили за две недели. И сыграли так, что в героях ярко видны их прототипы, как будто автор взял кемеровских героев, перенес их в московские декорации, и приехал с пьесой обратно в родной Кемерово.

Фото Кирилла Гордиенко

В композиционном плане постановка подозрительно сильно напоминает концерты в рамках студенческих весен, в которых Гришковец в свое время принимал активное участие: сцена — затемнение с перестановкой декораций — снова сцена. Занавес не поднимается в начале и не опускается в конце, что еще больше добавляет ощущения реальности происходящего, будто мы не зрители в театре, а случайные наблюдатели в жизни, а иногда и участники процесса, которым, как и главному герою, небезразлична судьба российского искусства.

“А она тебе кто?” — этот вопрос преследует писателя-героя с самого начала операции по спасению юного Таланта. Никто не верит в бескорыстные намерения героя, считая, что девушка из Барабинска — его юная муза из Сибири. В эпоху тотальной алчности, господства личной выгоды и связей, даже связи с прокурорским генералом, Конем Петровичем, как за глаза называют его герои, иногда не могут ничем помочь. Никто не может ничем помочь.

“Да он просто не понимает, что если ничем помочь не получается, то ничего и не нужно делать”

Остается только плыть по течению и решать проблемы по мере их поступления.

 

Чем закончится история 22-летней художницы не знает даже сам Евгений Гришковец:

— Завершение этой истории может произойти года через 4, когда закончится срок прототипа главной героини этой пьесы. Не исключено, что за это время произойдут ещё какие-либо события, которые изменят ход всего. Второго сезона я не предполагал, но он вполне возможен.

“Там, где окончен спектакль, реальная начинается жизнь” — а был ли спектакль, если нам показали жизнь?

Текст: Татьяна Давыдова

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним