Дети, каникулы, дорога…
Проблема детского дорожного травматизма всегда на особом контроле Госавтоинспекции. Но летом она приобретает особую актуальность: именно на период летних каникул приходится наибольшее количество ДТП, в которых травмируются и, что самое печальное, погибают дети. Собеседник редакции – заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Кузбасса Анна Танцерева.
– Охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию с детским дорожным травматизмом в Кузбассе.
– За весь летний период 2020 года у нас произошло 127 ДТП с участием детей, в результате которых два ребёнка-пассажира погибли, 135 несовершеннолетних получили травмы. Среди травмированных детей 58 – пассажиры, 34 – пешеходы, 28 – велосипедисты и 15 – водители мототехники.
В текущем году показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года несколько снижены. Но ситуация всё равно тревожная. С начала года в Кузбассе произошло 114 аварий с участием детей, в результате которых один ребёнок погиб, 121 пострадал.
Три четверти ДТП с пострадавшими детьми происходят по вине водителей, нарушивших Правила дорожного движения. Нужно понимать, что сюда входят все ДТП с юными пассажирами, которых как раз большинство.
– На что в связи с этим следует обратить внимание водителей, которые зачастую одновременно являются ещё и родителями детей-пассажиров?
– На необходимость неукоснительно соблюдать правила перевозки детей. Пассажиров в возрасте до 12 лет запрещено перевозить на заднем сидении мотоцикла. А на мопедах и велосипедах запрещено перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест.
Что касается автомобилей, здесь безопасность во многом обеспечивают детские автокресла. По статистике, они уменьшают риск гибели маленького пассажира в автоавариях на 71% среди младенцев и на 54% среди детей в возрасте до 12 лет, а также значительно снижают тяжесть последствий для здоровья юных пассажиров.
Правила требуют перевозить ребёнка на переднем сидении в возрасте до 12 лет исключительно при помощи детской удерживающей системы. На заднем сидении допускается перевозка ребёнка старше семи лет и без автокресла, если его рост и вес позволяют использовать штатные ремни безопасности. Штраф за нарушение этих правил предусмотрен достаточно серьёзный – 3000 рублей, что вполне сопоставимо со средней ценой автокресла.
– Последние изменения в Правила дорожного движения дают родителям больше возможностей самостоятельно выбирать способ перевозки ребёнка в автомобиле…
– Да, изменения были приняты с учётом акселерации детей. Они подразумевают, что, помимо возраста ребёнка, при выборе средств пассивной безопасности должны учитываться его рост и вес. Но позиция Госавтоинспекции не изменилась: несмотря на разрешение использовать в ряде случаев бустеры и ремни безопасности, самым эффективным детским удерживающим устройством и сейчас остаётся полноценное автокресло.
Главное, чтобы отношение родителей к перевозке детей определял не страх перед наказанием, а исключительно безопасность ребёнка. И когда во главе угла будет стоять именно это, то и ответ на вопрос, какое удерживающее устройство выбрать, станет очевидным: конечно же, самое надёжное.
Вместе с тем надо понимать, что детские автокресла – не панацея. Они только помогают снизить тяжесть последствий для здоровья маленького пассажира. Главное, чтобы водитель соблюдал все требования ПДД: не превышал скорость, исключил опасные манёвры, не управлял транспортом в утомлённом или нетрезвом состоянии… Не менее важно, чтобы ремнями безопасности были пристёгнуты все, кто находится в салоне. Ведь в противном случае непристёгнутый пассажир может серьёзно травмировать ребёнка в автокресле. Требований много, и мелочей на дороге нет.
– Многие дети проводят каникулы не в загородных детских лагерях, а дома. При этом чаще всего они предоставлены сами себе, поскольку взрослые весь день на работе.
– Это так, и всё же главную роль в обеспечении безопасности детей на дорогах играют именно родители. Не так уж много времени требуется, чтобы объяснить ребёнку правила безопасного поведения. И закрепить их личным примером. И напротив, если мама перебегает с ребёнком дорогу на красный свет или папа переезжает с ним на велосипеде пешеходный переход на зелёный, все разговоры о том, как не надо делать, теряют смысл.
Приобретая ребёнку велосипед, самокат или гироскутер, именно родители в первую очередь должны разъяснить ему, где можно кататься. Особый акцент нужно сделать на то, что недопустимо двигаться через дорогу по пешеходному переходу, не спешившись.
Ни в коем случае не следует приобретать детям мопеды и мотоциклы до достижения ими соответствующего возраста и получения водительского удостоверения. Настоящая родительская любовь заключается не в исполнении всех желаний ребёнка, а в грамотном и взвешенном подходе к обеспечению его безопасности.
Если родители отправляют детей на отдых или экскурсию с организованной группой, они должны быть уверены в надёжности перевозчика. Каждый раз перед поездкой следует обращать внимание на видимые технические неисправности автобуса, отсутствие знака «Дети» или маячка оранжевого цвета. Если перевозка детей осуществляется в ночное время, если в салоне не хватает мест для сидения – о любом нарушении следует незамедлительно сообщить в Госавтоинспекцию. Реагирование будет оперативным и своевременным, а дети – в безопасности.
– Какие дополнительные меры для обеспечения безопасности детей в период школьных каникул предпринимает ГИБДД Кузбасса?
– Мы держим на особом контроле вопросы перевозки детей к местам отдыха, исправность автобусов, на которых путешествуют дети, состояние уличной дорожной сети на маршрутах перевозки. Плюс наши сотрудники контролируют соблюдение правил движения водителями в местах массового пребывания детей.
Кроме этого, мы тесно сотрудничаем с Министерством образования Кузбасса, ежегодно разрабатываем на летний период совместный комплекс мероприятий, направленных на повышение знаний детей о дорожной безопасности, на устранение причин и условий совершения ДТП. Сюда входят обучающие занятия в загородных и пришкольных лагерях отдыха, различные конкурсы и викторины на знание ПДД, дистанционные онлайн-уроки. Для их проведения сотрудники ГИБДД привлекают педагогов, творческие коллективы, преподавателей автошкол.
Мы призываем всех кузбассовцев не оставаться равнодушными к детям на дорогах, помогать им при переходе проезжей части. Если вы видите, как ребёнок нарушает правила, остановите его, расскажите о том, насколько это опасно. Только объединив усилия, мы сможем сделать каникулы наших детей безопасными!