Два «Дугласа» — одна судьба…

Долгая дорога домой: когда поисковики на днях нашли в горах на юге Кузбасса советский американский самолет, разбившийся в 1945-м, другая часть группы вышла … за 4000 км на родных погибшего летчика Улыбина. Случайность? Сбывшаяся мечта. Как оказалось, жива 95-летняя сестра летчика, она ждала этой весточки о брате всю жизнь…
…Тайна двух «ленд-лизовских» самолетов (из американской помощи СССР в годы Второй мировой), потерпевших крушение после Победы в наших горах, один – на севере Кузбасса, в 1946-м, другой – на юге, в 1945-м, с годами забывшихся, ставших одной легендой, всё, раскрыта.
Их поиск вели, по зову души, семь лет, и оба «Дугласа» нашли – на севере в 2019-м, на юге – на днях, дошедшие до них простые парни из-под Тисуля – группа Михаила Жолобова. Чтобы установить таблички — в Память…
И их поиску помогали на расстоянии друзья и военные историки Москвы и Красноярска.
…«Кузбасс», присоединившись к группе чуть меньше года назад, уже рассказывал, как трудно, но относительно быстро прошел поиск по «северному» самолету («Кузбасс» за 17.09.2020, «Два «Дугласа»… Часть 1. Железом гремит война»).
И как тяжело, медленно, но верно, шел поиск по самолету «южному» — со сбором воспоминаний и, по случаю, примерных ориентиров от старых знакомых охотников (новые – собирались – не передали), со свидетельством очевидца катастрофы («Кузбасс» от 24.09.2020, «… Часть 2. Пилот тов. Сталина…»), с поиском по архивам ЦАМО (с данными из рассекреченного недавно акта крушения («Кузбасс» от 18.03.2021, «… Часть 3. Рукописи не горят!»), с расчетом Мишей координат «Дугласа»… А рассчитал он это место – методом исключений и уже с учетом акта госкомиссии, и с учетом снимка со спутника…
… И – давайте по порядку… – 31 мая 2021 года Михаил и Денис Жолобовы, 43-летний дядя и 28-летний племянник, — ушли на Кузнецкий Алатау, на Тыдын.
(Участников в новой экспедиции стало меньше – из-за работы).
Ушли Жолобовы в ту рассчитанную часть 13-километрового горного хребта, которая по трудностям и смертельным опасностям , «…как предполагалось, так и оказалось», «… хуже и быть не может».
И был немного страх, но не из-за этого. Работа по определению квадрата поиска проделана Мишей предельно дотошно, но все же… Вдруг, переживали до…, как в 2019-м в их еще первой пробной разведке на Тыдын, самолет найти и сейчас не удастся?
… Но вот, рассказывают Жолобовы уже по возвращению с Тыдына сейчас, полсуток спустя — оба уже дома, в Комсомольске, смыли в бане походный пот и обгоревшую под двойным ударом – солнца и снега, слезшую кожу… За поход оба , и без того худые, дошли вконец, даже лица – одни скулы торчат… И оба пока предпочитают стоять – за поход-то отвыкли от стульев, и оба посмеиваются друг над другом — пока еще хочется под голову по-походному камень, подушка слишком мягка. И оба, делясь о пережитом-открытом, главное – о найденном «Дугласе», сейчас так счастливы, так безудержно, бесконечно, насквозь…
— …прошли 110 километров за 8 дней, два дня – были у «Дугласа…
— Первые дни пути – шли по 30-градусной жаре с рыжей – с деревьев – пыльцой на резиновых сапогах. Местами – по полутораметровому утрамбованному снегу…
— Помогли немного другой экспедиции — кемеровской епархии, на Большом Таскыле поднять Поклонный крест…
— Зашли к «северному» самолету, на Зеленую, заменили нашу старую табличку – с датой крушения, с фамилиями экипажа – на новую…
А дальше шла экспедиция — к подножию нужного далекого хребта, давно, с закрытием прииска Пезас, с полвека как забывшего людей. Потом – по нему – по вершинам Тыдына, по камням и чавкающей весенней жиже – там не июнь, там, высоко, все еще тает, и в прошлогодней бурой сухой траве на склоне качаются на ветрах подснежники, и там — только начало апреля…
И впервые в истории люди искали этот «Дуглас», и шли таким путем…
И 3 июня Михаил и Денис спустились с одной из макушек хребта на расчетную линию. По каменным осыпям с огромными валунами…
— Забитые по навигатору – к точке на 800 метрах на склоне – оставшиеся больше тысячи метров – мы шли два часа… Ноги от спуска трещали. Свой вес – 60, рюкзаки – за 30…
Поставив палатку, пошли к уже близкой точке влево, за два каменных «языка», за хилые пихты…
— В 18.00 мы их увидели… В 137 метрах от палатки — куски металла! Верхняя часть корпуса. Куски крыла. Двигатель. Хвост на боку… Мы нашли «Дуглас»!… И самое главное: «Мы нашли вас, ребята!»
… И в ту ночь они, страшно уставшие, спали радостным сном без снов – какой приходит, когда сделано дело.
Но прошлое, тот октябрьский день 1945 года, к черте которого столько лет стремились и вот, подошли, … накрыло палатку вместе с наползшим густым туманом… И события двух следующих дней показали по-максимуму, что здесь было в сам жуткий миг крушения и после… Словно старая гора и души погибших – в одиночестве стольких прошедших лет — сами повели рассказ дальше…
Часть 4. Возвращение
Не могу дышать…
— Фью — …, …, …, фью, — всю ночь пела птица, со странно долгими промежутками вдоха.
— Что за птица, всех знаю, а такой – не слыхал, она как-то …неправильно дышит, — в чутком сне думал Миша, чувствуя, Дениса птица со вдоха тоже крепко сбивает.
Другие-то в ночи поют — и в лад, в ритм вдоха — выдоха, а эта…
Словно ей трудно дышать.
… Словно воспроизводит однажды услышанное. Не тяжелое ли дыхание раненого, выбравшегося из огня и обломков «Дугласа»?…
… Ведь из акта крушения мы уже несколько месяцев знаем: «Дуглас» летел из Москвы в Иркутск, с посадками. 12 октября 1945-го поднялся из Новосибирска – на Красноярск. Его вели Улыбин, Шаталов. По курсу встретились не по сводке низкие облака. Взяли южнее…
И последними «Дуглас» видели в двух поселках: шел на линии облаков, временами — в них, набирая высоту перед Тыдыном.
И, по акту, людей на борту было 23 (9 летчиков — три перегоночных экипажа, 14 пассажиров).
И самолет врезался в гору на высоте 800. Не увидел всю ее высоту в сплошь затянутых облаках. А приборы той поры предупредить об опасности не могли.
Люди на борту погибли.
Один выжил (!) – в оторвавшемся хвосте, пассажир. Обожженный, раненый, вниз пошел по одному из ручьев у самолета, потом по реке, как добежал ручей до речки, потом речка — привела к прииску, к поселку Пезас (бывшему тогда и после исчезнувшему. — Авт.), и это было чудом… И не его ли сбитое дыхание, и ужас, и боль запомнила и передавала своей странной песней птица?…
— … Наутро мы с Денисом, придя уже не наскоро, как вчера вечером, а хорошо исследовать место крушения, увидели: в 1945-м здесь был такой же сильный туман, как при нас… — поясняет Миша. — Удар «Дугласа» о гору был не носом – плашмя… Потому перед снесён весь… Уцелели часть крыла со звездой, часть шасси, два винта, двигатель, трап, сидушка от диванчика в салоне, кресло пилота, часть приборной доски… И еще там по склону столько обломков!… И самое страшное – я потянул что-то из камней и вытащил ботинок летчика, левый, размера 40-41, ботинок американский…
И вообще там тяжело до слёз. Ты «видишь», как все лежало, перемешанное, обгоревшие тела, оплавленный алюминий. Как топливо бежало, горело по склону – до валунов… Ты понимаешь: самый уцелевший обломок – остаток хвоста, и выжившего – скорее всего, не сам он выскочил сквозь огонь, туша на себе ватник, а его вышвырнуло на склон…
И на хвост, единственно нормально стоящую плоскость, мы прикрутили табличку – с датой крушения, со списком 22 погибших. С фамилиями 9 летчиков 104 ВАП 73 ВАД 18 Воздушной Армии, с фамилиями 2 пассажиров… Остальные – до сих пор, даже 75 лет спустя, неизвестны.
… А потом – пошел дождь. За ним – большой снегопад. И затянувшаяся надолго июньская метель не дала экспедиции, уж сказавшей «До свидания…», надеть рюкзаки и уйти… И, мокрые, замерзшие, они на следующие сутки в промокшей палатке осознали – еще одна задержка будет уже гибелью… И пошли по снегу. И в не отпускавший туман даже по навигатору еще долго на Тыдыне по осыпям кружили, пока не выбрались – к нужному курсу и к жаре.
-
- Дело сделано. Поисковая группа Михаила Жолобова нашла в горах Кузбасса оба «Дугласа». Фото Михаила Жолобова.
-
- Михаил и Денис закончили очередную экспедицию (31 мая — 9 июня 2021 года) без ЧП. Фото Михаила Жолобова.
И дальше на пути домой, идя по леднику («…если сорваться, метров на 400 улетишь – в валуны высотой что твой рост, и это смерть без вариантов»), были особенно осторожны. И чувствовали – их оберегают…
— А почему вы сказали им: «До свидания…»?
— В наших планах — вернуться, поставить памятник.
— Но, без обид, почему вы идете – в наше как бы время без героя, не для славы, не за плату, да и с табличками — за свой счет? И кто вы?
— Автостекольщик, — отвечает Денис. – А по поиску… Поначалу – было просто интересно, никто не нашел, вдруг ты найдешь? Ух, круто. А как железки стали прирастать информацией – благодаря дяде Мише…, и стали «видны» погибшие люди, сначала бесфамильные… Потом – вот уж собран список… разбившихся героев войны, летчиков-асов, список их наград… И ты уже понимаешь, их до сих пор кто-то ждет… Это уже история. Это люди. Это долг.
— Никто, если вы про диплом, в тяжелых 1990-х пришлось сразу после школы работать, — возвращает меня к вопросу о профессии Миша. — И я на трех работах работаю, рамщик, соцработник — чудовищные кубометры снега перекидываю, уголь таскаю, еще — инструктор кемеровского клуба туристов, член кемеровского отделения РГО… И то, что мы идем… У нас принято: начал дело — доделывай.… К тому же деды воевали, пришли с войны… Дед-танкист (я в его честь назван), дед — детдомовский, в разруху, в голод людьми спасенный. Потом на войне в разведке, на задании, он ранен был, дойти товарищи помогли. Теперь наш черед – другим помогать…
И, слушая, я молча себя поправляю – не бывает времени без героев…
-
- Фотодокументы экспедиции-2021 Михаила Жолобова. Обломки «Дугласа» на склоне Тыдына. Фото из архива Михаила Жолобова.
-
- Михаил Жолобов и военные историки установили фамилии и число погибших летчиков и пассажиров. Фото из архива Михаила Жолобова.
-
- Михаил и Денис Жолобовы прикрепили памятную табличку к хвосту «Дугласа»… Фото из архива Михаила Жолобова.
Булавка
…Но вернемся снова в «наше » 3 июня… Когда звонок Миши по «спутниковому», от «Дугласа», домой, разошелся по друзьям общим выдохом: «Есть!» И вызвал такую энергию дела и веры в удачу, что…
Мы с женой Миши с первой же попытки нашли… родных летчика Улыбина, он вел самолет с правого кресла… И, по данным ЦАМО, Михаилу Улыбину было тогда 36, у него за войну медаль, три ордена!… Он половину Великой Отечественной был на фронте. Потом – перегонял самолеты на фронт (на его счету — 91 самолет и 178375 км (!), и это как четыре с лишним раза облетел Землю)… И он, сам из Чистополя (Татарстана), — оказался вдруг немного наш. В документах – есть строка еще и отметки его в военкомате – в Гурьевске, он там был, похоже, прямо из госпиталя…
И запрос в Сети – в Чистополь, насчет Улыбиных — привел сразу к ним, в Подмосковье. И Надежда Егорова, племянница, взяла трубку так стремительно, словно знала, ждала.
— Ждала. Сама ищу про дядю уже несколько лет, и про место его гибели, и в семье даже фотографии его ни одной нет… Что, вы говорите, … нашли «его» самолет? – в голосе – слезы. – Низкий поклон передайте. От меня и от мамы – Александры Федоровны, сестры летчика, ей 95, она – одна сейчас осталась из их большой семьи…
… Дочь летчика умерла в 2017-м. Но у летчика – двое внуков.
… Сестра летчика помнит, как в войну Михаил приехал как-то на одну ночь домой — к маме (отец погиб еще до войны), к сестрам, к брату, – не был готов самолет для перегона из Казани на фронт… В другой раз Миша всполошил всю их деревню рядом с Чистополем: пролетел какой-то самолет, сбросил что-то, упало за три дома от Улыбиных, сестра Шура как раз на улице была. Народ перепугался: «Немцы! Уже до нас долетели?!» А Шура побежала, нашла: сброшенный с самолета ремень с болтом, на нем – записка, маме от Миши: «Был ранен, лежал в госпитале, снова лечу на фронт».
И еще…, до войны, зима, Шуре — лет пять, Миша приехал в отпуск, взял ее с собой на «вечёрку» — спрятал сестренку на груди под тулупом, так и донес в гости по большому морозу. Из игр на «вечёрке» ей там больше всего понравилось, как прячут, пристегивают булавку… И тепло, и любовь так и продержавшего ее весь вечер на коленях, обнимавшего и наскучавшегося по своим старшего брата Шура помнит всю жизнь. Их судьбы навсегда вместе, «пристегнуты»…
…И про прошлое с настоящим…, когда вдруг рвется их связь, и уже не восстановимо… Тогда приходят люди «с булавкой» и, сделав важное дело – рану разрыва соединив, уходят, часто даже не замеченными…
Улыбка
Мы отправили родным, в подмосковный город Бронницы, фото летчика Михаила Улыбина — из архива Миши Жолобова.
Племянница ответила мгновенно: «Мама посмотрела. Сказала сразу: «Это наш Михаил!» И были радость и грусть… Спасибо!»
-
- Александра Федоровна Егорова (Улыбина) с пришедшей из Кузбасса, распечатанной фотографией брата-летчика Михаила Улыбина. Фото из архива Егоровых (Улыбиных).
-
- Сестры летчика Мария, Александра, мама — Анастасия Антоновна, младший брат летчика Улыбина — Иван… Фото из архива Егоровых (Улыбиных).