«Тренер кричит – дети в шоке»: интервью с легендой кемеровского баскетбола
Легендарная наставница юных баскетболистов о методах воспитания, призвании и актуальных проблемах детского спорта в Кемерове
Есть в кемеровском детском спорте тренер-легенда. В баскетболе она уже 45 лет, стаж тренера дорос до 33-х лет. Многие взрослые кемеровчане, тренировавшиеся у нее в школьном возрасте, ведут к опытной наставнице своих сыновей, потому что готовы доверить Марине Скворцовой здоровье и полноценное развитие своих чад. Накануне 55-летнего юбилея великой женщины, взращивающей настоящих мужчин-победителей, мы говорим о ситуации с баскетболом в Кемерове, тренерском призвании и о том, почему с мальчишками в спорте проще, чем с девчонками.
Зажигать звёзды
Когда Марина Скворцова приехала в 1983 году поступать в Кузбасский политехнический институт, она не знала, что влюбится на всю жизнь. Вышла на площадь Волкова, прошлась по Весенней и прониклась любовью… к Кемерову. Говорит, что, сколько бы ни ездила по другим городам на сборы и соревнования, нигде не может найти красоты и уюта большего, чем в столице Кузбасса.
— Марина Юрьевна, а как началась любовь к баскетболу?
— У меня с первого класса была подруга очень высокого роста. Ее приглашали во все школьные секции. В четвертом классе мы занимались с ней волейболом, в пятом нас пригласили играть в баскетбол. С 10 лет я поняла, что это мой вид спорта. Несмотря на достаточно невысокий рост, мне очень понравился баскетбол, я быстро его освоила. Была одной из сильнейших в Ленинске-Кузнецком, где жила и училась, играла за сборную города. Потом, когда поступила, стала играть за сборную КузПИ. Затем в производственном коллективе играли и на всех городских и областных соревнованиях.
— Как вдруг началась тренерская карьера?
— Я окончила политехнический институт по специальности инженер-технолог. А в 1988 году по распределению начала работать в тогда еще «Кузбассэлектромоторе». Год отработала, и меня пригласили в школу №62 — сегодня это гимназия — тренировать ребятишек. Я взяла первые классы. Параллельно тренировала студенческую команду девушек КемГУ, а затем и технического университета. Но для себя поняла, что больше я детский тренер, и окончила Омский университет физической культуры. Сегодня я тренирую две команды: это юноши 2008-2009 годов рождения и юноши 2011-2012 годов. Предыдущую свою команду я вела с первого класса и до 10-11-го, а потом отдала их по вузам и техникумам. Как только мальчишки вырастают, их начинают приглашать в различные команды.
— Можно сказать, что из-под вашего крыла расходимость ребят по взрослым командам 100-процентная?
— Практически да. Был однажды мальчик 2003 года рождения, который ушел. Он невысокий, но талантливый, очень умный, игровой. Но большинство играет и сейчас и на Чемпионате Кузбасса среди мужских команд, и на Северо-Кузбасской баскетбольной лиге, а также в Чемпионате Ассоциации студенческого баскетбола. Один из моих воспитанников играет профессиональной команде «Зенит» в Санкт-Петербурге. В составе красноярской команды он стал серебряным призером Первенства России среди юношей 2003 года, а обыграть московские команды – это результат серьезный. Он получил там титул лучшего силового форварда из рук президента Федерации баскетбола России Андрея Кириленко. Я слежу, конечно, за его игровым временем, за процентом попаданий. Вообще, я смотрю, как играют мои ребята, потом пишу им: «Почему там такой низкий процент штрафных бросков?». Либо их здесь встречаю и говорю: «Что-то ты много промазал из-под кольца».
— Сложно попасть в вашу команду?
— В целом, чтобы попасть в спортивную школу, необходим отбор, но в большинстве своем я принимаю всех. У меня единственное условие – это посещение тренировок и состояние здоровья. Мы расстаемся с теми, кто часто пропускает тренировки либо серьезно нарушает дисциплину. За более чем 30-летнюю тренерскую карьеру я только двух человек выгнала из команды за нарушение дисциплины, потому что шло сильное воздействие на других детей.
— Однако шанс даете всем?
— Все детские тренеры говорят, не обязательно из высокого парня выйдет звезда. Бывает, приходит совсем слабенький, и именно он звездой становится. Я считаю, что в спорте главное – это техника. Особенно в детском. Этому я уделяю много внимания. И когда приходит ребенок, не умеющий делать вообще ничего, а потом вырастает в небольшую звездочку баскетбола, это, конечно, очень приятно.
Проблема в залах
Марина Юрьевна — доцент кафедры физвоспитания факультета фундаментальной подготовки КузГТУ, кандидат педагогических наук, доцент ВАК. Кроме того, она тренер высшей категории спортивной школы №1, Заслуженный работник науки и образования РФ. Однако больше званий и титулов ей нравится учить мальчишек играть в баскетбол. Марина Скворцова знает, что любые спортивные достижения начинаются с детского тренера.
— Что у нас сегодня в Кемерове с баскетболом, Марина Юрьевна?
— Профессиональной команды у нас нет. Но достаточно неплохо развит студенческий и любительский баскетбол. Кроме того, в настоящее время, благодаря деятельности Городской федерации баскетбола, активно развивается детский баскетбол. Несколько лет назад в период создания баскетбольного клуба «Кедровка» за счет серьезной спонсорской помощи были получены высокие результаты в этом виде спорта. Сейчас приходится все начинать сначала: разработать и утвердить программу развития баскетбола в городе Кемерово, составить планы, а потом по ним проводить соревнования различного уровня. По мере возможности стараюсь проводить обучающие семинары для тренеров, учителей физкультуры, преподавателей университетов. Помимо большого практического опыта, у меня достаточно серьезная теоретическая подготовка: опубликовано более 40 научных статей, разработаны десятки учебников и учебных пособий, подготовлены материалы для участие в конкурсах инновационных проектов различного уровня, от городских до международных. Сейчас хочу реализовать проект по созданию центра мини-баскетбола для детей с 4 до 9 лет. Многие родители хотели бы, чтобы их дети в этом возрасте занимались спортом. Баскетбол же очень гармоничен, он включает в себя бег, прыжки, способствует развитию мелкой моторики пальцев, точности выполнения двигательных действий, умению взаимодействовать в команде.
— Какие трудности испытываете?
— У всех тренеров главная проблема – найти зал для тренировок и проведения соревнований. Чаще всего – это школьные залы, но они заняты с утра до вечера. Отдать их под тренировочный процесс – это, как правило, всегда за деньги. Платные группы есть, но я считаю, что настоящие спортивные группы бесплатные, те, что на базе спортивной школы. Большинство залов в спортивных комплексах заняты под проведение различных мероприятий спортивного и развлекательного характера, либо сдаются в аренду. Очень хороший зал в Кедровке в нашей спортивной школе, но он удален. Мы ездим туда в каникулярное и в летнее время. Там и бассейн, и стадион, и зал фитнеса. Кроме того, на базе спортивной школы №1 проводим достаточное количество соревнований, в том числе ежегодные турниры «Майские звезды» и «Старты надежд».
— Знаю, что ваш сын тоже баскетболист. Не хотели бы, чтобы он играл в профессиональной команде?
— Игорь окончил Томский политехнический университет, за время учебы попал в зал спортивной славы. Сейчас играет в команде «Шоу-тайм» в рамках чемпионата Кузбасса среди любительских команд. Когда еще он играл в детской команде, его хотели взять в профессиональный клуб «Урал Грейт» (Пермь), но мне не очень хотелось бы. Профессиональный спорт предполагает серьезную нагрузку на организм, травмы, воздействие различных препаратов. А самое главное, по окончании спортивной карьеры необходимо начинать все сначала. Не все потом уходят в тренеры, спортивные комментаторы, администраторы или менеджеры при профессиональных командах. С другой стороны, именно, профессиональный спорт привлекает к занятиям различными видами двигательной активности. Глядя на профессиональных игроков, на американских баскетболистов или ведущих игроков европейского баскетбола, ребята и приходят в спортивные залы. Баскетбольные матчи, особенно, когда их смотришь не по телевизору, а вживую, это настоящий спектакль, спортивный праздник. Великие игроки – это великие артисты, которые могут этот спектакль показать.
Любовь, характер и азарт
Марина Скворцова считает себя счастливым человеком. В праздничные дни ее заваливают поздравлениями и дети, и родители. Последние всегда активно участвуют в спортивной подготовке своих чад: приходят болеть, помогают в организации мероприятий. Наставница очень трепетно относится к ребятишкам. Не только на тренировках и играх – вместе с тренером юные баскетболисты ходят в бассейн, в столовую, на экскурсию по городу. Вкладывая труд и любовь, Марина получает взамен уважение и ответную любовь.
— Вы тренируете мальчишек, которым требуется сильная мужская рука. Легко ли?
— Тренер – это, безусловно, человек, который доминирует и должен уметь настоять на своем. В спорте без дисциплины вообще никуда. Все начинается с построения, с четких воздействий, разрешений и запретов. Как сказал один дедушка, который привел ко мне внука: «Хочу, чтобы вы воспитали в нем мужской характер». Я говорю: «Вы по адресу пришли». Мое жизненное убеждение, что все дети с утра до вечера заниматься должны спортом. В первую очередь, баскетболом! Потому что это здоровье, физическое и психическое, приобщение к здоровому образу жизни, умение общаться в команде и добиваться результата.
— Почему решили заниматься с мальчиками?
— Я сама всегда играла в очень быстрый, агрессивный и силовой баскетбол, потому меня мужской баскетбол и прельщает. Ребята все делают быстрее, азартнее, с желанием быть лучшим среди игроков своей команды. Девушки тоже есть очень талантливые, и чаще всего хороший игровой результат с женскими командами можно получить гораздо быстрее, так как в женском баскетболе меньше конкуренция. Однако если девочку не примут в команде, даже очень талантливые спортсменки не будут играть. Для девочки важно, как к тебе относятся другие, как тренер посмотрел, что сказал. У ребят притирка происходит гораздо проще. Даже если вся команда будет против него, парень не оставит тренировки. Если ему нравится, он будет ходить.
— Ругаетесь? Покрикиваете на них?
— Когда нужно. Я стараюсь редко это делать, потому что, если постоянно кричишь, они перестают реагировать. Иногда появляется момент, когда надо встряхнуть команду. Они смотрят, что добрая интеллигентная и всегда спокойная Марина Юрьевна начинает кричать, и дети в шоке! Такое воздействие надо использовать по назначению. Я считаю, что с любым человеком можно договориться, а оскорблять ребенка вообще нельзя. Можно иногда наказать за дело: 10 раз отжался или челноки пробежал – кто что не любит делать.
— Есть известная американская баскетболистка с российским гражданством Бэкки Хэммон, тренер НБА, женщина, впервые ставшая тренером в мужской команде. Соотносите себя с ней?
— По большому счету, тренер это не ноги и руки, а голова. Соответственно, женщина в том же виде спорта может добиться тех же результатов, что и мужчина. Я считаю, все тренеры достойны внимания и уважения. Я много общалась с ведущими российскими и иностранными тренерами, знакома с тренером сборной команды России, одним из самых успешных российских баскетбольных наставников Сергеем Базаревичем, мы с ним были на Международном семинаре тренеров в Барселоне. По моему мнению, тренер – это божий дар. Как бывают великие музыканты и художники, так есть и великие тренеры. Представьте, из большого количества вариантов выбрать единственно правильный. Уметь объединить и настроить различных по характеру, мастерству и физическим кондициям людей. Нужно обладать огромнейшими знаниями, быть хорошим психологом. Себя я к таковым не отношу. Я постоянно повышаю квалификацию, изучаю новое, смотрю много видеозаписей, учусь у других тренеров. Как только тренер остановился – всё.
— Марина Юрьевна, как думаете, вы на пике карьеры? Или на будущее планов громадьё?
— Я без работы вообще не могу. У меня сейчас две команды и хорошее настроение, потом что я вижу перспективы этих команд. Я испытываю необыкновенное желание тренировать, играть, ездить. Всё лето расписано: тренировки, поездки на сборы. Азарт! Настроение! Есть, к чему приложить силы. Главное, чтобы было здоровье, потому что очень интересно работать с ребятами и получать результаты. И я уверена, они будут.