Энергия городского пространства
кемеровские граффитисты впервые выставляются в помещении
Они работают на холстах, делают графику, комиксы и авторскую одежду, но прежде всего они – короли улиц. Кузбасский центр искусств, старающийся идти за прогрессивными выставочными технологиями, впервые в истории Кузбасса собрал мастеров стрит-арта, уличного искусства, под крышей галереи под девизом «Вандализм или городское искусство? Посмотри и реши сам!»
Просто с улицы зашли
Открытие выставки граффитистов с концептуальным названием «SPOT» вышло фееричным и больше напоминало некую смесь богемного раута и молодежной тусовки. Организаторы решили максимально погрузить зрителя в субкультуру улиц и пригласили мастеров брейк-данса, местного музыканта с глюкофонами и девочек из модельного агентства в качестве живых холстов для боди-арта. Не обошлось из без цифровых технологий: желающим пораспылять из баллончика в виртуальном мире предлагались 3D-очки.

Более сотни полотен на стенах, заляпанные краской джинсы художника-райтера, респиратор, банка с краской и перчатка – таково наполнение галереи.

Концепция нашей выставки в том, что мы заносим искусство с улиц в помещение, потому что это настоящее искусство. И дабы доказать это, мы решили продемонстрировать уличных художников, простроили экспозицию нестандартно как знак протеста против академизма, против всех норм. Тут еще важная деталь – скотч с надписями. Это словарь райтеров-граффитистов, он для тех, кто не знаком с субкультурой, но хочет понимать. Все работы объединены, то есть это некий образ уличного искусства в целом.
Ксения Дудкина, главный специалист по выставочной деятельности Кузбасского центра искусства
Серебристый скотч тянется по стенам от одной картины к другой. Он весьма информативен: кроме созерцания собственно арта, можно разобраться в терминологии граффитистов.
Читаем:


WACK – плохое граффити

ТОЙ – неопытный райтер

КЭРЭК – персонаж

ЛАЙН – стены вдоль железной дороги

LEGENDE – райтер, которого каждый знает и уважает

Целый мир урбанистической живописи, о котором многие и не догадываются. Хотя, конечно, большинство кемеровчан уж точно видели на стенах домов, будках и других поверхностях черные «каракули», в которых с трудом можно разобрать непонятные слова на латинице или кириллице: Pons, Felms, Klaus, Rous, Культ… Видели и возмущались, мол, портят вид города! Другие с пониманием кивали – стрит-арт есть и будет, и это часть культуры. Третьи, кто в теме, смотрели и интерпретировали – ага, здесь прошел Рома Культ и оставил свой знак, а потом рядом отметился Илья Klaus.
Так вот сегодня в стенах Кузбасского центра искусств, наконец, можно увидеть полноценное творчество этих таинственных личностей. На выставке представлены работы восьми райтеров, художника-каллиграфиста Миши Смирнова и фотоработы Семена Шипилова, тематика которых также связана с улицей и искусством на ней. Кроме указанных выше стритартщиков, в галерее выставлены такие известнейшие мастера, как Вадим Mezzo Кулишов и Никита Paris, а также начинающая граффитистка и единственная девушка на «кемеровской сцене» Маха.

Тот факт, что многие холсты центр позаимствовал в частных коллекциях, говорит о растущей популярности уличного искусства у местных его ценителей.

Вандализм или городское искусство? Посмотри и реши сам!
Безвредная стихия
Иван Felms не ставит перед собой цели продавать любыми способами, хотя его работами интересуются, одежду с его логотипом покупают. Сегодня он хочет оттачивать стиль и раскрывать в себе новые грани.

Свое первое граффити Иван нарисовал в 2002 году в возрасте 12 лет, когда узнал об этой культуре. Увлечение поначалу не было стабильным, парень начинал, разочаровывался, бросал, думая, что «это не его». Переключал свое внимание на скейтборд и сноуборд. Однако граффити не отпустило своего адепта, Иван активно общался с другими райтерами, а последние пять лет интенсивно работает на холстах и в уличном пространстве.

Преподаватель истории по образованию Felms создает красочные композиции, наполненные энергией городских улиц. Он уверен, что граффити никому не приносит вреда.

Граффити никому не приносит вреда / Иван Felms
Я считаю, проблем нет. Я делаю то, что мне нравится, как и мои товарищи. Мы выбираем места, которые не являются культурными памятниками, по сути, никакой художественной ценности не несут, и их можно запросто перекрасить. Да, это уличное искусство, стихийное – для кого-то бедствие, для кого-то наоборот. В основном люди позитивно окликаются, с явным острым негативом я ни разу не сталкивался. Даже правоохранительные органы – а у нас были с ними соприкосновения – не видят в этом ничего злого или криминального.
Иван Felms, художник
Тем не менее, уличные художники стараются не идти вразрез с законом. У них есть в городе легальные площадки для самовыражения, где граффитисты, выходя на совместные «стриты» регулярно обновляют композиции. Одна из них возле стадиона «Химик» - место известное, сюда приезжают гости из других городов. Другая – на проспекте Ленинградском, на конечной остановке автобусов.

Соблюдают мастера определенный этикет райтеров: не перекрывать работы друг друга, не согласовав заранее; не оставлять свои подписи на чужих работах – это дурной тон, за который можно и по ушам получить.

«Получают» обычно райтеры не от своих товарищей, а от коммунальщиков, стремящихся побыстрее закрасить граффити там, где ему, по мнению властей, быть не положено. Для сего действа тоже придуман особый термин – «бафф». Иногда он происходит почти мгновенно, об этом рассказала другая участница выставки, «вишенка на торте» экспозиции Маха.

Вибрации среды
Я вчера сделала граффити на коричневой будке напротив ТЦ «Я», и его уже закрасили. Очень быстрый бафф случился, я не знаю, почему.
Маха, художница
Маленькая, хрупкая, широкие джинсы карго, черное худи, капюшон на голове – девушка рисует невидимую картину в очках виртуальной реальности. Говорит, что по ощущениям это почти ничем не отличается от материального граффити.

В изобразительном искусстве Маха самоучка. Как и у Ивана Felms, у нее другое – филологическое – образование, однако девушка не хочет заниматься ничем, кроме стрит-арта и графики. Начала она, кстати, с последней.

Было свободное время – я рисовала / Маха
Я приехала к родителям, рядом со мной оказались бумага и фломастеры, и я начала рисовать. Это было зимой 2018 года. Было свободное время – я рисовала. Что-то происходило, и мне хотелось нарисовать это. В последнее время я делаю комиксы. Я думаю, что это компромисс между «писать» и «рисовать».
Маха, художница
В графике Маха отображает свою жизнь, картинки насыщенные, яркие. Чем-то ее работы напоминают мексиканский сюрреализм Фриды Кало. Кемеровская художница говорит, что город сер, а эмоций маловато, потому она взрывает свои картины сочностью цвета.

На улицу девушка вышла в декабре 2019 года, потому что ей объяснили, что значит «тэгать». А значит это оставлять где-либо «тэг» - ник или имя, выполненное как самостоятельное произведение искусства.

Маха попробовала «тэгать» у входа в бар или музей, после чего банка с краской всегда была в ее кармане. К слову, на один «кусок», как говорят райтеры, может уйти краски на сумму от полутора тысяч рублей.

Кемеровчанка, сравнивая Кемерово с Санкт-Петербургом, где одно время она жила, отмечает, что здесь стритартщиков в разы меньше, на улицах рисует меньше 20 человек, тогда как в северной столице это сотни райтеров.

У нас маленькая сцена, человек 12 это делает, и все всех знают. Прикольно идти по городу и понимать, что человек прошел здесь и оставил свой тэг. Немного по-другому начинаешь видеть город, когда ты в курсе про граффити. Иногда это очень радует. Есть теория разбитых окон, которая реально работает: если где-нибудь потэгать, там появятся и другие тэги.
Маха, художница
К узнаваемости собственного «тэга» художница относится спокойно, но признает, что больше уважает себя, если рисует на живых улицах, а не на заброшенных зданиях, где ее творения смогут увидеть лишь редкие сталкеры.

Иногда ей хочется просто пойти в спокойное место, где никто не будет беспокоить, и красить стену, забор, будку, любой выступающий объект.

Девушка расстраивается, если обнаруживает художества коллег по цеху на таких культурно-исторических памятниках, как наскальные рисунки Томской Писаницы. Для любого нормального граффитиста есть неписаное правило не «тэгать» на памятниках.

Я хожу в тренажерный зал, и там есть женщины, которые распыляют на себя много дезодоранта и духов после тренировки. Где грань между тем, что они нормальные люди и тем, что они сволочи? Я им говорю: «Пожалуйста, не надо, мне воняет». Она говорит: «А я хочу». Я говорю: «А я не хочу». Это про грань между искусством и вандализмом. Разные точки зрения неизбежно будут существовать.
Маха, художница
Плохое, хорошее, сделанное наспех или тщательно проработанное, граффити – это часть городской культуры. Социум сам порождает это искусство, выписывая на стенах свои беды и радости. Художники подхватывают вибрации окружения, преображают их и возвращают обратно городу в виде потрясающих размашистых композиций, способных хотя бы на миг задержать на себе ваш взгляд.
Текст и фото: Надежда Бойкова