Мощное проявление любви
Как мастер стрит-арта из Кузбасса покорил весь мир
Вадим Кулишов, более известный в мире стрит-арта как Mezzo, бесспорно является одним из лучших художников граффити нашей страны. Его уникальный стиль узнаваем с первого взгляда. Муралы кузбасского райтера украшают стены городов Германии, Англии, США, Бразилии… В эксклюзивном интервью журналисту «Кузбасса» Вадим рассказал о своем творческом путешествии по дебрям современного искусства.
Откуда корни растут
Родом Вадим из Ленинска-Кузнецкого, сейчас живет и работает в Кемерове. Он с детства рисовал и занимался лепкой. Талант унаследовал от отца, который тоже увлекался живописью. В свое время будущий райтер окончил ленинскую школу изобразительных искусств №4 и в 2009 году основательно взялся за граффити. Примечательно, что азы и тонкости искусства постигал самостоятельно. Художнику не нравилось то, чем был изрисован областной центр, и Вадим решил бороться — рисовать поверх «этюдов» вандалов красивые сюжеты. Причем делал и продолжает своё благое занятие на добровольных началах. Вскоре энтузиаста заметили и стали приглашать на всевозможные фестивали искусств, в том числе и за рубеж. А потом появился псевдоним: Mezzo. В переводе с итальянского слово означает «середина», «средний». Мастер вложил в него более глубокий смысл: «золотая середина», которая прослеживается и в творческих работах, и в образе жизни – стремление к гармонии во всём.
- Вадим, вы помните, когда и при каких обстоятельствах создали свой первый мурал?
- Сложно сказать. Было столько разных рисунков, что вычленить один стартовый уже вряд ли получится.
- Как вам удавалось находить правильные места для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь? Не было войны с «хозяевами улиц»?
- Правильные места находил и продолжаю находить по следам неправильных. Редко беру в работу чистые стены, в основном в поле моих интересов попадают именно стены, исписанные нехорошими словами, непонятными объявлениями… Моя задача – привести их в порядок, чтобы они приносили позитивные эмоции. Бывало, приходилось несколько раз возвращаться к одним и тем же местам, но со временем война закончилась.
- Сейчас, когда ваши идеи получили реальное воплощение в разных странах, можете назвать свои фирменные элементы, мотивы, которые не трансформируется на этапах вашего взросления как художника?
- Конечно, фирменный почерк уже сформировался, хотя в разное время мне нравилось использовать разные элементы. Сейчас пускаю в дело яркие, жизнеутверждающие цвета. Находят применение и пастельные. Они приятные и вызывают положительные эмоции у всех, кто их видит. Даже если конкретный человек не совсем понимает, что на рисунке и зачем изображено, благодаря цветовому сочетанию мурал у него оставит непременно хорошие впечатления. Я люблю графическую, несколько угловатую, стилизацию (прослеживается на протяжении всех периодов творчества). На холстах в последнее время воплощаю пиксельные элементы, появившиеся благодаря моему обожанию эстетики компьютерных игр. Также многие сюжеты навеяны комиксами и другими источниками поп-культуры.
- Есть место для творческих экспериментов, долгосрочных планов?
- Очень хочу организовать передвижную персональную выставку своих холстов по разным городам страны. Сейчас по мере возможности занимаюсь подготовкой материала. Как правило, при работе с полотнами использую смешанную технику: в ход идут и кисти, и маркеры, и прочее. Картины дают широкие возможности подумать над приёмами.
От идеи к воплощению
- Когда появляется в голове туманный абрис будущего сюжета, какие шаги вы предпринимаете, чтобы они в итоге оказались на улицах того или и иного города?
- Идея рождается спонтанно, в сыром варианте. Потом начинается поиск реагентов нужных… В процессе поисков изначальная визуальная составляющая меняется, а посыл может стать более обоснованным.
- Если говорить о вашем отношении к искусству, что особенно любо, какие тенденции вы заимствовали в своем стиле?
- Заимствование тенденций происходит постоянно, даже на бессознательном уровне. Ведь много смотришь разных картинок разных художников. Но я не приветствую «копипасту». Даже если меня просят что-то повторить, всё равно перекладываю на свой лад. К слову говоря, современное искусство сейчас переживает расцвет, в том числе и в коммерческом плане. Востребовано разнообразное видение, способы самовыражения. Благодаря этому каждый старается придумать свои фишки, которые помогли бы выделиться, привнести в мир что-то новое. Современное искусство разрастается, оно богато исполнением и наполненностью, хотя местами все-таки остаётся сложным и непонятным.
- В какой из стран к вашим работам проявили самый живой интерес?
- Интерес проявляется везде, просто в каждом городе это происходит по-своему. Чем меньше городок или посёлок, тем люди больше проникаются работами. Рассматривают детали, обсуждают композицию. В больших городах люди постоянно заняты, бегут по своим делам, поэтому у них нет времени, чтобы максимально погрузиться в мурал. Редко случаются ситуации, когда жителям не нравится то, что я им предложил. Наоборот, они активно поддерживают меня. Например, вспомнился случай, который произошел в Париже. В одном из дворов я как-то заметил исписанную чем попало стену и решил облагородить её – нарисовал Фантомаса. Все вокруг кричали: «Круто!», просили сделать еще что-нибудь подобное. Однако меня забрали в полицию, мол, порчу общественное имущество. К счастью, конфликт интересов удалось разрешить мирно, объяснил, что испортили стену задолго до моего появления, я лишь постарался придать ей эстетичный вид, чтобы горожане могли радоваться своему двору. Получается, что я спасаю город от вандализма, а не порождаю его. Кстати, Фантомасу уже год, и он по-прежнему «в строю». Фасад дома периодически подкрашивают, но само граффити не трогают – мне приятно.
От идеи к воплощению
- Ваши муралы видят миллионы, в том числе и пользователи соцсетей, накладывает ли это какой-то отпечаток, добавляет ли ответственности?
- Я вижу, что мои работы заряжают людей, они начинают испытывать восторг, восхищение, вдохновляются на творческую деятельность. Это особенная энергетика, ведь творчество – мощное проявление любви! Отклик в основном везде хороший. Но, конечно, мир дуален.
- Если бы существовала машина времени, и вам предложили отправиться за вдохновением в прошлое, какой период вы выбрали бы, с кем из прославленных мастеров поработали?
- С удовольствием пообщался бы с Ван Гогом. Кроме художников мне интересны и писатели. Например, слетал бы с Хемингуэю.
- Сейчас вы расписываете стены ледового дворца в Кемерове. В Кузбассе это первая столь масштабная панорама?
- В Кемерове да. Большие заказы выполняем со своей командой Brainmash crew. В ледовом дворце работаем вместе с Иваном Jovanny.
- Стены расписали динозаврами, а почему выбор пал на этих исполинов?
- Благодаря раскопкам динозавры стали уже брендом Кузбасса. Кстати, на месте дворца были обнаружены кости мамонта, так что всё символично. Динозавры поселились на стенах переходов, но кроме них появятся и другие работы на свободную тематику. Думаю, посетители смогут оценить идеи и их исполнение. Половина пути уже преодолена.
- Ведёте подсчеты, сколько баллонов краски расходуете?
- Давно бросил это занятие. Но сколько понадобилось на динозавров, всё же подсчитал – сто восемьдесят штук.
- У вас самого есть любимая работа?
- Их много, одна из которых осталась в Бурятии. Там показано прошлое и будущее, а также некая сакральная связь между ними. Это воплощается через яркие надписи на лицах главных героинь. Изображены две девочки: одна этническая, которую рисовал я, вторая современная, с уклоном в футуризм, которую исполнил как раз Иван Jovanny… Бывает, проходит время, и вкусы меняются, поэтому однозначно ответить на этот вопрос, невозможно.
- Есть ли у стрит-жанра будущее?
- Уверен, что своего апогея оно еще не достигло. В нашей стране уличное искусство пребывает в стадии развития. Круто, когда в городе появляются мини-галереи под открытом небом. Туда можно прийти в любое время и не только посмотреть на труды граффити-творчества, но и пообщаться с художниками.
Автор текста: Алёна Смирнова
Фото: из личного архива Вадима Кулишова