Мастера умеют удивлять
Да не простые мастера, а настоящие «левши» живут и занимаются ремеслом в Юрге, в образовательном учреждении №262 при исправительных колониях №№ 41 и 50. Последним их искусным творением стал макет старинной русской избы в разрезе. Однако речь пойдет не только о творчестве, но и об умении безвозмездно делиться его результатами с ближними. О мастерстве, радости дарения и просветительских устремлениях рассказали рукастые умельцы, когда мы побывали у них в гостях.
Коллективный труд
Макет избы поражает обилием деталей. Каждый предмет изготовлен, как точная копия оригиналов. Крестьянский быт воссоздан до мелочей: здесь деревянная посуда, длинный стол и скамьи, иконы, окованный железом сундук, умывальник, занавески на окнах, кочерга, малюсенькие полешки в печи и, конечно, сама русская печь, каждый из сотен кирпичиков которой был отлит из ротгипса в формочках, а потом уложен настоящей кладкой на половину кирпича.
Все убранство интерактивное: задвижки на печи открываются, занавески шевелятся, дрова в горниле можно пошевелить кочергой, а чугунки — взять в руки. Самые любопытные могут заглянуть и в сундук, чтобы увидеть миниатюрные рубашки-вышиванки. Представьте, даже красные стежки на ткани не нарисованы, а действительно вышиты иглой.
Всего ремесленники изготовили более тысячи элементов из дерева, гипса, металла, ткани и полиэтилена. Потрудились с любовью, чтобы потом это чудо красовалось в музее юргинской общеобразовательной школы №4.
— Некоторые работы мы делаем по просьбам музеев, детских садов, школ, — рассказывает идейный вдохновитель творчества, заведующий филиалом профессионального образовательного учреждения №262 Сергей Курленя. — Я приехал в школу, встретился с руководителем из музея, с директором. Они говорят: «Нам бы ребятам объяснять быт старины». Я ответил: «Хорошо, посмотрим, что мы сможем сделать». Затем в интернете нашел эскизы, скачал книгу по архитектуре деревянного зодчества. Моя часть работы — только эскиз и направление движения. А вообще это коллективный труд.
Каркас избы изготовил мастер Игорь Жукевич. Затем подключились другие мастера и обучающиеся. Годятся любые руки, способные к кропотливой работе. Столяры вытачивали бревнышки и другие деревянные детали, токари сделали металлические предметы, им помогли сварщики.
— Самое интересное и торжественное в работе — передача готового изделия, — признается Сергей Курленя. — Мне доставляет это истинное удовольствие. Ведь где в другом месте школьные музеи могут взять подобные экспонаты? А мы им немножко пополнили коллекцию.
Все началось с Кижей
Прикладное творчество не основной вид обучения в учреждении №262, выпускающем столяров, токарей, сварщиков, швей и электромонтеров. По сути, это кружковая работа, существование которой зависит только от человеческого энтузиазма. Началась она довольно давно, когда директором образовательного учреждения был Александр Стручков, давший начало своеобразному факультативу ремесленников. Сегодняшние педагоги продолжают добрую традицию.
Первым творением «левшей»-умельцев стал великолепный макет уникального историко-культурного и природного комплекса Кижи. Те самые Кижи, которые построены без единого гвоздя и входят в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
К сожалению, уже нет в живых мастера Юрия Белова, автора идеи и главного создателя макета. Пришлось расспросить о Кижах заведующего образовательным учреждением Сергея Курленю, который трудится здесь уже 12 лет и был очевидцем рождения деревянного шедевра. Но, что более важно, именно он принял решение поделиться плодами мастерства своих коллег и их учеников с широким зрителем.
— Экспонаты долгое время находились в музее нашего учреждения, — вспоминает Сергей Олегович. — Потом возникла ситуация, когда изделий накопилось очень много, и возникла идея. Мы передали Кижи Краеведческому музею Юрги. Причем сначала мы созвонились с Республикой Карелией, где расположен сам исторический комплекс. Они хотели забрать макет себе, но мы предпочли презентовать его нашему музею в честь его 50-летия.
Макет возник не за один день, и не один человек трудился над его созданием. Состав творческой группы менялся, но главное, что идею не бросили, довели до конца. Мастер-столяр Игорь Жукевич доделал все найденные на складе заготовки Юрия Белова.
Года за четыре все элементы комплекса были переданы музею. Теперь любой желающий может посетить выставку и своими глазами увидеть Церковь Преображения Господня, шатровую колокольню, церковь Покрова Пресвятой Богородицы и другие творения, также выполненные без единого гвоздя. Комплекс прекрасно вписался в экспозицию, посвященную Дню славянской письменности и культуры.
— Здесь у нас иконы, книги, рисунки учеников воскресной школы — все это наша история, — с гордостью отмечает директор музея Наталья Заворина, обводя зал рукой. — Экспозицию дополняют выполненные в русском стиле и тоже подаренные умельцами исправительной колонии прялки и скамьи. На них сидят дети во время различных мастер-классов. Старинный русский дом Серегина из деревни Мунозеро вызывает восторг. Мы рассказываем, какой дружной семьей жили вместе несколько поколений, насколько тепло относились к своему жилищу, украшали его красивой резьбой, кружевом, наличниками, насколько было уютно в этом доме.
Как вы поняли, Кижский ансамбль был первым даром. После него ежегодно музей получает от умельцев образовательного учреждения новые изделия. Дом Серегина, макет 45-миллиметровой противотанковой пушки в натуральную величину, пулемет Максим, другие экспонаты. На очереди создание модели острога, которую просит музей, и передача уже готового искусно сделанного мастером-сварщиком Николаем Баландиным железного паровоза «Иосиф Сталин», состоящего из нескольких тысяч деталей.
Жить с искрой
Сергей Курленя, стоящий сегодня во главе целого отряда умельцев, не раз и не два за все время нашего общения смещал ракурс внимания на самих мастеров.
— Это все увлеченные люди, у которых есть искра в душе, — подчеркивает он. — Все держится на их стремлении к творчеству и благим делам. И пока такие люди у нас работают, мы будем продолжать, пока есть силы, возможности и время.
Мы заглянули в мастерские и увидели, над чем там трудятся. В сварочном цехе Николая Баландина создается металлическая скульптура совы: каждое сверкающее перышко по отдельности вытачивается болгаркой. У столяров тоже кипит работа: обучающиеся практически закончили еще один макет старинного русского зодчества, другие собирают прекрасную модель парусного корабля. Повсюду чертежи, эскизы, описания, ведь цель — добиться максимального сходства с подлинниками.
— Творческие мастера иногда просто удивляют, — говорит Сергей Курленя. — Пока был в отпуске, без меня прошла выставка, и буквально за пару недель возникли мемориал героям войны, сова и паровоз Николая Баландина.
А кормушки для птиц в руках этой команды получаются настоящими произведениями искусства: тут и китайские пагоды, и резные беседки, и домики с оконцами.
Задаю Сергею Олеговичу вопрос «на засыпку»:
— А почему решили раздаривать? Ведь можно было кружок прикладного и технического творчества превратить в бизнес, монетизировать процесс, получать прибыль…
— Мы делаем это с благой целью, — просто отвечает заведующий образовательным учреждением. — Стояло все это у нас в музее, приедут один-два человека, посмотрят, поахают и уедут. Мы отдаем, чтобы люди видели, чтобы дети изучали.
Великодушие. Великая душа, то есть широкая, щедрая, богатая. Когда душа богата, ей хочется делиться щедротами с окружающим миром. Творческая команда с Сергеем Курленей во главе так и живет изо дня в день. Не по-современному, не с бизнес-расчетом, зато искренне и с искрой. Радуясь радости других людей.