Миграционный ручей
Поток иностранной рабочей силы в Кузбассе обмелел. Но так ли уж «виноват» в этом COVID-19?
Льготная ипотека «перебила» пандемию?
Тема нехватки мигрантов, забиравших на себя львиную долю неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, обсуждалась на одном из недавних Госсоветов. Потому как даже стройки из-за дефицита рабочих замедляют темп… Объясняют это пандемией COVID-19, из-за которой границы между странами оказались надолго закрытыми.
В Кузбассе, впрочем, критичного оттока мигрантов в связи с коронавирусом не наблюдалось. По данным ГУ МВД РФ по Кемеровской области, в доковидном 2019 году в нашем регионе работали более 10800 мигрантов. В прошлом году – около 9000, прибывших из более чем 50 стран. В процентном соотношении минус 17% выглядят солидно. Но в абсолютных цифрах снижение числа работников на 1800 человек на фоне полутора миллионов кузбассовцев, занятых в экономике региона, – капля в море.
«Проблема нехватки рабочих на стройках региона связана не только с пандемией, но и с тем, что в 2020 году в Кузбассе значительно выросли объёмы строительства. И не только жилья, но и социальных, спортивных, административных объектов тоже, – пояснили в пресс-службе компании «СДС-Строй», выступающей в роли генподрядчика строительных работ. – Дефицит трудовых ресурсов привёл к росту стоимости труда рабочих, прежде всего отделочников, и обострил конкуренцию за них между строительными фирмами».
Законодательные «качели»
Ощутимее всего поток трудовых мигрантов корректируют… изменения в российском законодательстве.
В начале 2007 года вступил в силу Федеральный закон № 110-ФЗ, значительно упростивший для них порядок получения разрешений на работу. И к концу того же года число иностранцев, легально работающих в Кузбассе, превысило 20 тысяч человек.
В 2015 году – новые требования для желающих приехать на заработки в Россию. Их обязали предоставлять сертификат, подтверждающий уровень владения русским языком, а также знание истории России и основ законодательства РФ. В частности, права и обязанности иностранцев в нашей стране, правила въезда и выезда с её территории, условия трудоустройства и прекращения трудовой деятельности…
В первую очередь эти меры должны были защитить самих иностранцев от произвола недобросовестных нанимателей, злоупотреблявших их беспомощностью и неосведомленностью. Но для многих жителей бывших советских республик условия «образовательного ликбеза» оказались невыполнимы. В итоге рынок иностранной рабочей силы в Кузбассе сильно «просел».
Кому нужнее мигранты?
Основную массу иностранных работников, прибывших в наш регион в 2020 году, составили жители СНГ (преимущественно узбеки и таджики). Из дальнего зарубежья охотнее других к нам ехали граждане Китая и Сербии.
Львиная доля трудовых мигрантов – «простые» рабочие, главными сферами их привлечения по-прежнему оставались торговля и строительство. При этом число квалифицированных и высококвалифицированных специалистов в прошлом году по сравнению с предыдущим годом даже выросло: со 137 до 144. Квалифицированные специалисты в основном были заняты на обрабатывающем производстве, в оптовой и розничной торговле. Высококвалифицированные – в сфере спорта и строительства.
Годом ранее, в 2019-м, Росстат повторно провёл федеральное статистическое наблюдение, за использованием труда мигрантов в домохозяйствах России. В результате выяснилось, что в Кузбассе, например, самые обычные граждане выступали для иностранцев в роли работодателей втрое чаще, чем предприниматели. На строительство и ремонт квартиры, дома, дачи или хозяйственных построек жители нашей области привлекли 9600 иностранцев. Тогда как представители кузбасского бизнеса трудоустроили только 3200 мигрантов. В масштабах всей страны, к слову сказать, иностранцы работали на физлиц в шесть (!) раз чаще, чем на российский бизнес.
Кстати, пятью годами ранее мигранты в Кузбассе выполняли не только строительные, но и другие работы, включая ремонт автомобилей и мебели, обеспечение безопасности, работу официантами и пр. Сейчас они эти ниши практически освободили.