Эксперты, ваш выход!
В понедельник, 1 марта, профессиональный праздник отметили сотрудники самого научного подразделения МВД России. 102 года исполнилось экспертно-криминалистической службе, которая впервые появилась в 1919 году как Кабинет судебной экспертизы при Центророзыске НКВД РСФСР. С момента, когда наука была поставлена на службу закона, криминалистика ни дня не стоит на месте и сегодня в своём арсенале имеет 49 экспертных специальностей, 47 из которых производятся в Экспертно-криминалистическом центре ГУ МВД России по Кемеровской области. В процессе проведения некоторых экспертиз посчастливилось принять участие нашему корреспонденту.
Азартная работа
–Надежда – преступник, и сейчас она проникает в помещение, от волнения хочется пить, она берёт в руки кружку, – так начальник экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) полковник полиции Андрей Королев определяет условия задачи.
Беру белую эмалированную кружку, сначала одной рукой, потом другой. Вокруг улыбаются эксперты, их захватил эксперимент, в котором можно продемонстрировать свои знания.
–Твой выход, Артём! – торжественно объявляет Андрей Николаевич.
Эксперт отделения баллистических экспертиз капитан полиции Артём Михайленко достаёт инструменты, знакомые многим по фильмам: кисть и порошок, начинает аккуратно наносить его на кружку.
–При работе на осмотре места происшествия мы стараемся не уничтожить то, что имеем, – комментирует Артём. – Мы берём кружку за те места, которых преступник не мог касаться, и обрабатываем специальной криминалистической сажей.
Следы моих пальцев четко проявляются на белой поверхности. Эксперт наклеивает скотч и переносит с его помощью папиллярные узоры на бумагу – теперь можно рассмотреть частные признаки их строения и отыскать по ним совпадение в дактилоскопической базе Кемеровской области.
Однако моих пальцев в ней нет, поэтому прежде всего нужно заполнить на меня дактокарту, и Артём Михайленко открывает чемодан криминалиста. В нём масса интересного: чистые дактокарты, бумажные конверты для изъятых предметов, перчатки, номерные обозначения, шапочки, бахилы, фотоаппарат, «ГемоФАН» – тест-полоски, с помощью которых легко понять, оставлены пятна кровью или каким-то небиологическим веществом.
В эксперименте нам требуется набор для дактилоскопирования, его-то и достаёт из чемодана капитан полиции Михайленко.
– Лучшие друзья экспертов – белки, – шутит стоящий рядом непосредственный начальник Артема и всего отдела криминалистических экспертиз подполковник полиции Игорь Уразов. – Кисточки делаются из беличьего волоса.
Кроме них, в наборе имеются магнитные кисти и порошки, а также немагнитные порошки и краска, которую наносят на пальцы. Знали ли вы, что это обычная типографская краска? Я – нет.
– Сейчас я вас буду дактилоскопировать, ваша задача – расслабиться, – командует Артём Михайленко, нанося на валик краску. – Не нужно напрягать руку, я всё сделаю сам.
Процесс продолжается до тех пор, пока мои ладони не становятся полностью выкрашены в чёрный цвет, а дактокарта не заполняется отпечатками первых фаланг, пальцев, наконец, оттисками обеих рук.
Пока Артём сличает два изображения, Андрей Королев и Игорь Уразов вспоминают, с чего начиналась криминалистика. С дактилоскопии? Нет.
– Француз, работник канцелярии сыска Альфонс Бертильон разработал метод идентификации преступника по антропометрическим данным, – говорит начальник ЭКЦ полковник Королев. – Но позже англичанин Уильям Гершель, обратил внимание на то, что потожировые следы пальцев рук имеют рисунки. Начали изучать – так появилась дактилоскопия.
– С тех времён практически ничего не изменилось, – добавляет Игорь Феликсович. – Также дактилоскопируют, глазами изучают след, также ищут частные признаки и устанавливают совпадения.
Обнаружив частные признаки на моих папиллярных узорах, Артём Михайленко вручную, или «глазами», определил, что след на кружке оставлен безымянным пальцем правой руки.
Сотрудники отдела криминалистического учёта, получая свежие следы, прогоняют их по автоматизированной поисковой системе АДИС. Та выдает список потенциальных «кандидатов», после чего эксперт принимает решение и передает результат разыскникам. К слову, раскрываются дела не только по горячим следам, но также преступления прошлых лет. Так, лишь за январь 2021 года удалось раскрыть порядка десяти таких правонарушений.
Творческий процесс
В классической криминалистике семь специальностей: дактилоскопия, трасология (изучает закономерности возникновения следов), баллистика, экспертиза холодного и метательного оружия, почерковедение, портретная и технико-криминалистические экспертиза документов. По статистике, больше всего проводится дактилоскопических и трасологических экспертиз. По словам сотрудников, ни одна из специальностей не устарела. Как сто лет назад следы рук изымались путём механического нанесения порошка, так и сегодня. Наиболее распространённые стволы и патроны в наши дни такие же, как были в годы Первой мировой войны. Появляются лишь усовершенствованные методы анализа и современное оборудование.
– Наибольший вал работы криминалисты делают на местах, – рассказывает Игорь Уразов. – В нашем центре работают самые опытные люди, которые занимаются наиболее сложными видами экспертиз. А вообще каждая экспертиза – это отдельный творческий процесс! Двух одинаковых не бывает.
Творческий подход, аналитическое мышление, азарт – вот что отличает криминалиста. Доискаться правды, сколько бы времени ни пришлось потратить, – конечная цель эксперта, заключение которого будет служить доказательством для суда.
Ответственность огромная. Нет никакой возможности отнестись к делу спустя рукава.
Это подтвердит эксперт старший лейтенант полиции Надежда Исаева, способная в 30-градусный мороз отстрелять шесть тысяч патронов, чтобы доказать их пригодность для стрельбы.
Об этом же скажет главный эксперт майор полиции Виктор Шепелев, который будет долго и упорно наносить удары топором по дереву, чтобы найти нужный угол и определить, этим ли топором производилась незаконная рубка кедра.
Эта же мысль прозвучит в устах эксперта-почерковеда подполковника полиции Ирины Стывриной, которая, исследуя один поддельный паспорт, составляет потом заключение по нему на 20 страницах.
Каждый эксперт-криминалист, работающий в Кузбассе в органах внутренних дел и проводящий более сотни осмотров мест преступлений ежемесячно, согласится со словами заместителя начальника отдела криминалистических учётов подполковника полиции Ольги Петруневой:
– Главные качества в нашей работе – внимательность, усидчивость и уверенность. И ещё, чем тяжелее след, тем с ним интереснее работать.
А уж зоркий глаз криминалиста дополняет самое современное оборудование, облегчающее работу.
Случайных людей нет
В Экспертно-криминалистическом центре полиции Кузбасса методы работы и основа основ – тот самый криминалистический подход – перенимаются от поколения к поколению, система зиждется на традициях, заложенных основателями этой службы в Кемеровской области. Сегодня ЭКЦ возглавляет полковник полиции Андрей Королев. Он окончил Московскую специальную школу милиции и получил допуски по всем криминалистическим специальностям. Кроме того, у него за плечами Омский юридический институт и Академия МВД России.
Андрей Николаевич в кузбасском ЭКЦ уже 14 лет, именно с его приходом, с 2007 года, в центре сделали акцент на развитии новых направлений, начали производить массу новых экспертиз, и сегодня региональная криминалистика уверенно шагает в будущее, внедряя новейшие научные методы и пользуясь всеми благами прогресса.
О себе полковник Королев, увлеченный человек и высококлассный специалист, скромно говорит:
– Считаю, что своих учителей, своих наставников я не подвёл.
Скажем больше: сегодня ЭКЦ ГУ МВД России по Кемеровской области входит в десятку самых крупных в стране. Таких показателей руководитель добился, опираясь на поддержку своей команды.
– У нас случайных людей нет, – подчёркивает его заместитель полковник полиции Надежда Коновальчик.
Чтобы пополнять коллектив лучшими из лучших, руководство регулярно проводит конкурсы профессионального мастерства. Для этого подбирается помещение, в нём криминалисты сами образуют всевозможные следы – так имитируют место преступления. На конкурс съезжаются не только эксперты, но также следователи со всей области. Им даётся инструктаж, и работа начинается: криминалист ищет следы, изымает их, следователь пишет протокол. Жюри определяет тех, кто правильно изъял и описал, оценивает работу в команде. У лучших сотрудников территориальных органов есть шанс попасть в ЭКЦ Главка.
– Наша задача – воспитать поколение грамотных экспертов, которые умеют работать с любыми следами, – поясняет Надежда Коновальчик.
Она сама в службе уже 29 лет. Надежда Анатольевна – единственная женщина за всю историю экспертной службы в Кузбассе, получившая звание «полковник» и назначенная на должность заместителя начальника ЭКЦ. Химик по образованию, она возглавляет отдел экспертиз материалов, веществ и изделий – самое крупное подразделение центра.
О нём, а также о новейших видах экспертиз обещаю рассказать в следующий раз.
Завершу же коротко, словами начальника ЭКЦ полковника Королева:
– Успех расследования любого преступления, в первую очередь, зависит от того, насколько грамотно и качественно проведён осмотр места происшествия, в котором обязательно участвует специалист-криминалист. Именно он изымает следы и вещественные доказательства, которые в дальнейшем ложатся в основу доказательства вины преступника. Поэтому нам нельзя не развиваться.