Соцсети:

На чём поедем в завтрашний день

1 марта 2021 | Кира Афанасенко
Фото Фёдора Баранова.

На XI ежегодном форуме ForAuto, организованном аналитическим агентством «АВТОСТАТ», эксперты дали свой прогноз развития ситуации на авторынке в 2021 году. В какую сторону он движется, как изменятся цены на автомобили и предпочтения автовладельцев, обсудили аналитики, дилеры и другие представители сферы.

Тенденции на авторынке в наступившем году во многом сформировались из негативных факторов ковидной макроэкономики. ВВП упал во всем мире, кроме Азии, и даже ниже, чем в кризисном 2009 году. Общемировые продажи автомобилей упали на 14%, до 77,7 млн экземпляров. Россия на этом фоне выглядит лучше.

Упал и не отжался

Как обращает внимание директор «АВТОСТАТА» Сергей Целиков, в ТОП-15 авторынков стран-лидеров лишь один – южнокорейский – показал положительную динамику (+5,8%). Остальные ушли в минус. Причём Китай, откуда пошёл коронакризис, упал всего на 2%, то есть там ситуация на порядок лучше, чем во всем заразившемся от него мире. Сильнее всего пострадали Испания, Франция, Великобритания, Мексика – там падение рынка составило около 30%.

Россия с 1,6 млн проданных авто (-9,1%) в ТОП-15 находится на десятом месте (вообще только три рынка вместе с нашим показали динамику лучше глобальной). Получается, мы вышли из ковидного года с меньшими потерями, чем другие. Тем не менее российский авторынок по итогам 2020 года откатился лет на шесть назад, констатирует эксперт. В 2014 году, после самого успешного за последнее десятилетие 2013-го, он упал на 10%.

«Фактически мы на тот момент получили кризис, не как в 2008 году – V-образный, что называется, упал – отжался, пошёл дальше, – рассуждает Сергей Целиков. – Здесь классическая буква L, то есть упал и не отжался наш рынок. Была попытка отжимания где-то в 2017-2018 году, и все надеялись, что пошло восстановление и мы вернёмся снова к показателям 2-2,5 млн авто в год. Не случилось, потому что – кризис, и он связан с новым фактором чёрного лебедя в виде ковида».

Что будет с авторынком в этом году? Как отмечает директор «АВТОСТАТА», в последние 20 лет наблюдается корреляция между ростом цен на нефть и ростом продаж авто. В прошлом нестандартном году ситуация была другой – рынок немного отвязался от нефти, но тем не менее на длинном промежутке, уверены аналитики, эта корреляция сохранится. По оптимистичному сценарию российский рынок новых легковых автомобилей может вырасти на 4%, при пессимистичном – упадет примерно на 12%, то есть вернется на уровень 2009 года (1,3 млн шт.). Базовый сценарий – минус 5,5%. На начало года цена баррели нефти марки Brent перешла за 60 долларов, и даже есть прогнозы, что в моменте она может достигнуть 80, комментирует спикер. В этом случае можно рассчитывать на рынок в плюсе. Ситуация более-менее прояснится в апреле, а окончательное её понимание появится не раньше конца второго полугодия.

Спрос на свежий пробег

За последние шесть лет средневзвешенная цена новых легковых автомобилей в России увеличилась на 68%. Японская йена по отношению к рублю за этот же период выросла на 102%, доллар США – на 96%, евро – на 84%, юань – на 83%. И в этом нужно искать объяснение, почему автомобили дорожают.

«Есть много факторов, которые в этом году влияют на рынок, – резюмирует Сергей Целиков. – Основной из них – снижение платёжеспособного спроса с параллельным подорожанием автомобилей. За прошлый год средневзвешенные цены выросли на 7%, при том, что номинальные – на 16%. В начале года мы видим дальнейшее изменение ценников. Я боюсь, что в этом году новые авто станут для многих просто недоступны и еще больше людей переключатся на вариант с пробегом. Я думаю, что свежие подержанные авто становятся реальной альтернативой новым при цене в 1,5-2 раза ниже. Люди будут выбирать вместо новых качественные, свежие б/у».

Рынок автомобилей с пробегом в России как минимум не упал даже в 2020 году, показав +2% уровню позапрошлого года. Эксперты объясняют это в том числе дефицитом новых авто в салонах во второй половине года – даже те, кто имел возможность купить новую машину, вынужден был переключиться на б/у. Пока на рынке превалируют старые автомобили: из 5,5 млн купленных в 2020 году больше половины машин в возрасте старше десяти лет, и только 13,6% – до пяти лет. Тем не менее этот целевой сегмент активно стимулируется за счёт трейд-ин, программы которого есть у большинства марок.

«Те, кто хотел поменять машину, сдавали её дилерам и покупали новую, – комментирует исполнительный директор «АВТОСТАТА» Сергей Удалов. – Те марки, у кого были машины для покупки по госпрограмме, тоже показали хорошую динамку».

Напомним, топ рынка среди авто с пробегом по итогам 2020 года возглавляет тройка LADA, TOYOTA и NISSAN. Общероссийская тенденция с точностью отражается в Кузбассе: у нас на вторичном рынке лидировали те же самые марки в той же последовательности. И надо сказать, что в общей структуре покупок авто с пробегом на 9% к 2019 году вырос объём машин не старше пяти лет. Таким образом, доля приобретённых в 2020 году авто целевого сегмента в регионе составила 1,4%. Такое же соотношение в соседней Новосибирской области. В Красноярском крае – 1,7%.

Ещё один фактор, который влияет на рост рынка подержанных авто, – кредитование. Доля автокредитов на машины с пробегом (среди всех автозаймов) за последние четыре года выросла с 18 до 29%.

«Сейчас дилеры активно начинают продавать пробег – соответственно, больше авто продаётся с участием заёмных средств, – говорит Сергей Удалов. – В 2020 году, когда резко падали выдачи кредитов и появился дефицит в автосалонах, выросла доля кредитования на авто с пробегом. И перетекание между рынками – серьёзное».

Фото Фёдора Баранова.

Время кроссоверов

Как мы уже писали, рынок автокредитования в России в 2020 году просел на 6% в штуках и прибавил в деньгах на 1%. Причём в Кузбассе зафиксировано наиболее серьёзное падение выдачи по сравнению с 2019 годом (-20,3%). При этом по объёму покупок новых автомобилей, на которые выдаётся большая часть всех автокредитов, Кемеровская область занимает первое место в Сибири на протяжении четырёх последних лет.

Самой продаваемой маркой на первичном авторынке в Кузбассе в 2020 году стала LADA (на втором месте – KIA, на третьем – HYUNDAI), как и в России в целом. Сергей Целиков считает, что представитель российского автопрома продолжит чувствовать себя лучше рынка и в этом году.

«Марка позиционирует себя в нижнем ценовом сегменте и ориентируется на массового покупателя, – объясняет директор «АВТОСТАТА». – Кроме того, есть две причины, которые помогают «Ладе» показывать хорошие цифры. Первое – это переход из «Шевроле Нивы» назад в «Ниву». Статистика начала отражаться с середины прошлого года снова в «Ладе», а не в GM-AvtoVAZ. Втрое: Бренд «Датсун» – это фактически перелицованные «Лада Гранта» – в середине прошлого года почти свернулся. Я думаю, это поможет «Ладе» продавать больше «Гранты».

Что касается типа легковых авто, то по-прежнему лучше рынка смотрится сегмент SUV (среднеразмерные кроссоверы) – в него идут производители. По сути, он заместил сегмент универсалов, минивенов и оттянул на себя часть хэтчбеков, говорит эксперт. Сейчас почти половина продаваемых в России авто относится к типу SUV. И лидирует здесь, как и несколько последних лет, Hyundai Creta. Примечательно, что в июле, когда по всей стране начался рост продаж новых авто после ослабления коронавирусных ограничений, самой продаваемой машиной в Кузбассе был именно этот городской кроссовер.

Мнения экспертов насчёт ближайшей судьбы рынка автокредитования, от которого во многом зависит положение дел в продажах, расходятся. Аналитическая компания Frank RG в своём базовом прогнозе на 2021 год дает плюс в 8%. Её представитель Станислав Сухов говорит, что бурного роста не будет и что цикл снижения процентных ставок заканчивается. Владимир Шикин из «Национального бюро кредитных историй», напротив, считает, что понижающий тренд прошлого года перейдёт на год нынешний.

Надежды на рост связаны с продлением госпрограмм субсидирования. В «АВТОСТАТЕ» заметили: как только прекращается их действие, доля автокредитов резко снижается. Минпромторг РФ уже сообщал о планах на 2021 год выделить 16 млрд на стимулирование спроса в отечественном автопроме. Из них 8,9 млрд рублей выделяется на поддержку автокредитования физлиц. Программа предполагает скидку в 10% на уплату первого взноса.

Другие статьи на эту тему

Кредиты и страховки

Несмотря на наличие страховых полисов, кредиторы порой стремятся взыскать долги с наследников усопших заемщиков и даже… с самих покойников.

06 июля

Кузбассовец отсудил у дилера «Лады» тройную стоимость машины

51-летний Сергей Казанцев из Прокопьевска отсудил у дилера «Лады» тройную стоимость своей машины, сообщает Telegram-канал…

13 июня

В Кузбассе восстанавливаются объемы автокредитования

По последним данным Национального бюро кредитных историй (имеет данные от 4000 кредиторов), в апреле в…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс