Соцсети:

Безопасность как норма жизни

28 февраля 2021 | Валентина Акимова
Телефонные мошенники рассчитывают на то, что человек проявит избыточное доверие и сообщит им свои персональные данные. Фото Федора Баранова.

В 2020 году кузбассовцы заявляли о хищении денежных средств с их банковских счетов почти вдвое чаще, чем годом ранее. Это ещё раз доказывает: активность мошенников в смутные времена возрастает.

Как не стать жертвой аферистов и защитить свои накопления?

Сбывшийся прогноз

По данным ГУ МВД России по Кемеровской области, в 2019 году в регионе было зарегистрировано 2649 заявлений жителей о хищении денег с их счетов и банковских карт. В 2020-м в полицию по этому поводу обратились уже 4700 обманутых кузбассовцев. Статистика января 2021 года – 338 аналогичных заявлений.

В апреле прошлого года «Кузбасс» писал о том, что с началом пандемии COVID-19 финансовые жулики «пошли в разнос», изобретая всё новые способы отъёма денег у граждан (см. публикацию «Вирусная волна мошенничества» в номере от 21.04.2020 г.).

Тогда эксперты, анализируя появление новых мошеннических схем и ссылаясь на уже пережитый россиянами опыт, предупреждали о нарастании четвёртой волны финансовых преступлений. (Первая, напомним, случилась в 1990-е годы, когда рухнул советский строй и в новой России стали появляться финансовые пирамиды. Вторая грянула в 2008-м, когда разразился мировой экономический кризис. Третья – в 2014-м.) Статистика прошлого года свидетельствует: прогнозы сбылись.

К счастью, рост финансовых преступлений не связан с угрозой для жизни потерпевших: люди отдают свои деньги не под дулом пистолета. А в таких условиях сопротивляться давлению, согласитесь, легче.

«Воры на доверии»

Банальные кражи банковских карт в Кузбассе тоже случаются. Так, осенью 2020 года кемеровчанка, проживающая на первом этаже многоквартирного дома, нечаянно захлопнула входную дверь и попросила прохожего влезть в окно и открыть её изнутри. На беду женщины, помощник оказался ранее судимым. Находясь в квартире, он увидел банковскую карту в дамской сумке и похитил её. Пока хозяйка обнаружила пропажу, вор в общей сложности снял около 300 тысяч рублей: часть денег была списана в магазинах при расчёте за покупки, часть он обналичил в банкоматах.

Этого злоумышленника полицейские поймали. Были возбуждены уголовные дела, суд признал его виновным и приговорил к двум с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Но в подавляющем большинстве случаев кузбассовцы переводят деньги жуликам добровольно, становясь жертвами так называемой «социальной инженерии». Этот термин означает совокупность методов психологического воздействия на человека с целью выманить у него конфиденциальную информацию: паспортные данные, номера банковских карт, логины-пароли и т.п. Социальная инженерия основана на естественной склонности людей доверять друг другу.

Алгоритм действий отработан. Сначала мошенник методом «свободной выборки» ищет жертву, используя различные базы персональных данных, которых на чёрном рынке – пруд-пруди. Затем входит с человеком в контакт (звонок, смс, электронное письмо) и если чувствует, что тот доверчив (а жулики хорошие психологи), то начинает воздействовать на его эмоции, добиваясь, чтобы он сам перевел деньги или сообщил коды для подтверждения операции. Как только средства переведены, преступник исчезает практически без следа. Для зачисления похищенных денег обычно используются счета, открытые на подставных лиц или по краденным документам, а поступившие туда суммы тут же обналичиваются через банкоматы.

Распространённые схемы мошенничества

По информации пресс-службы ГУ МВД Кузбасса, на сегодняшний день самыми распространенными видами финансового мошенничества в нашем регионе остаются преступления, совершённые под предлогом покупки или продажи товаров на различных фишинговых (поддельных) сайтах в интернете. Другой распространённый вид мошенничества – звонки с сообщениями о возможной блокировке банковского счёта. Чтобы «обезопасить» средства от возможных посягательств неизвестных лиц, мошенник предлагает жертве перевести их на указанный ими счёт.

По-прежнему распространены мошеннические схемы «Родственник в беде», «Компенсация за БАДы и лекарства», а также взлом (дублирование) страниц в соцсетях и предложения заработка от лже-брокеров. Вот яркий пример. В апреле 2020 года в дежурную часть полиции «Рудничный» ОМВД Прокопьевска обратилась местная жительница, которой на телефон позвонили неизвестные и представились сотрудниками компании «МММ». Прокопчанке предложили приобрести акции этой организации, обещая хорошие дивиденды. И женщина в течение месяца совершила семь (!) переводов на счёт, указанный «сотрудниками», перечислив им в общей сложности 600 тысяч рублей. Полиция возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Но даже если злоумышленников и удастся найти, свои деньги потерпевшая, скорее всего, не вернёт…

Новые «разводы»

Среди относительно новых сценариев телефонного мошенничества можно выделить два. Первый – звонки от имени сотрудников МВД. Лже-полицейские либо «пытаются пресечь попытку несанкционированного снятия денег» со счёта жертвы (как и мифические «сотрудники службы безопасности банка»), либо сообщают гражданину, что на него «заведено уголовное дело по заявлению Центробанка России».

По этому поводу ЦБ РФ уже выступил с разъяснением о том, что никогда не подаёт заявления в правоохранительные органы в отношении банковских операций без согласия клиентов банков. «Если во время телефонного разговора незнакомец ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс, это злоумышленник», – заявила пресс-служба Центробанка.

Также в последнее время активизировались лже-представители Пенсионного фонда России. Предлогом для телефонного звонка становятся выплаты, социальные или из накопительной пенсии. Позвонившие сообщают, что они якобы были положены человеку, но затерялись где-то, а теперь нашлись. Чтобы «восстановить справедливость», счастливчику всего-то и нужно, что продиктовать пароль доступа к личному кабинету в онлайн-банке или данные банковской карты. То есть собственноручно отдать злоумышленникам «ключ от квартиры, где деньги лежат».

НА ЗАМЕТКУ

Правила цифрового поведения

Как правило, мошенники звонят неожиданно и выбивают человека из колеи угрозами: потери денег, уголовного преследования, возможными проблемами для близких людей. Или, напротив, сбивают его с толку доброжелательным тоном, употреблением терминов социальной сферы и обещанием скорой выгоды.

Однако есть правила, позволяющие быстро рассеять этот морок.

1. Берите паузу. Самый надёжный способ сохранить свои деньги и нервы – быстро нажать отбой. Можно завершить разговор со словами: «Я вам перезвоню». Но прежде твёрдым тоном попросите звонящего ещё раз четко назвать его имя, фамилию и отчество, должность и отдел, в котором он работает. Скорее всего, в этом случае он сам бросит трубку.

2. Проверяйте информацию. Если сомневаетесь, верно ли вы поступили, прервав разговор, найдите через справочные системы организацию, от имени которой с вами разговаривали, и позвоните в приёмную с просьбой дать разъяснение.

3. Никогда не перезванивайте по номеру телефона, с которого вам звонили, просто нажав на него. Даже если это известный вам «короткий номер» вашего банка. Набирайте все цифры вручную, сами. Потому что злоумышленники используют IP-телефонию, позволяющую маскировать номер телефона, с которого производится исходящий звонок, под номер банка или правоохранительных органов.

4. Не переходите на сайты по сомнительным ссылкам, даже если вы получили сообщение от хорошего знакомого. Ведь вы сами можете закачать вирусную программу, которая «взломает» ваше устройство и передаст ваши персональные данные здоумышленникам.

5. Уясните: государство не устраивает аттракционов невиданной щедрости. Если официальные источники (государственные телеканалы, например) не сообщали о том, что правительство выплатит определенным категориям граждан энную сумму денег, тот, кто говорит вам об этом по телефону, лжец.

6. Никому не сообщайте данные своих банковских карт: ПИН-коды от них и CVC-коды (трёхзначные цифры на обратной стороне), а также коды подтверждения операций из СМС-сообщений.

7. Остерегайтесь финансовых пирамид! Главный признак этих мошеннических организаций – обещание гарантированного высокого дохода, намного превышающего среднерыночный уровень. Гарантирован может быть только доход по банковскому вкладу, но и он сегодня не поднимается выше 6% годовых.

Другие статьи на эту тему

Тест для инвестора

С 1 октября вступили в силу новые положения закона о категоризации инвесторов. Теперь некоторые виды биржевых сделок будут доступны кузбассовцам, желающим примерить на себя роль розничного инвестора, только после прохождения специального теста.

08 октября

В Кемерове лжебанкир нажился на пенсионере, украв у него 1,6 млн рублей

В полицию Кемерова обратился 67-летний мужчина с информацией о том, что неизвестный похитил у него…

Гибкие навыки для возраста 50+

С этого года Кузбасс участвует в реализации федерального проекта «Содействие занятости». Отдельный акцент в нём сделан на граждан старшего возраста. 

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс