Верный друг, напарник, следопыт
Уверена, что многие из наших читателей смотрели фильмы «К-9» и «Комиссар Рекс» про то, как полицейским в работе помогают служебные собаки. Конечно, в художественных лентах немало вымысла. Как же на самом деле обстоят дела в кинологическом подразделении, и как из неуклюжего щенка получается преданный напарник сотрудника полиции? Чтобы выяснить это, мы побывали в Центре кинологической службы Управления МВД России по г. Кемерово.
Как Лев полицейским помог
По сигналу кинолога пёс по кличке Лев поднимается на задние лапы и замирает. Ждет, что будет дальше. А дальше – угощение за хорошо выполненную команду. За вкусности немецкая овчарка готова четко отрабатывать любые команды наставника-кинолога. Однако весело, по-игровому все происходит только в Центре кинологической службы (ЦКС) в период обучения и тренировок. На месте преступления работа серьезная – там от четвероногого полицейские ждут предельной концентрации на искомом запахе.
Последнее успешное дело Льва – раскрытие кражи телевизора неделю назад. Вор был найден и задержан по горячим следам, а выследил его «немец» Лев.
Жительница Рудничного района Кемерова обратилась в полицию с заявлением о пропаже телевизора. Кто-то сорвал навесной замок с двери ее дома и вынес технику ценой 20 тысяч рублей. Чтобы найти злоумышленника, вместе со следственно-оперативной группой на место прибыл и кинолог со служебно-розыскной собакой.
На снегу у дома полицейские нашли отпечаток ботинка, его дали понюхать Льву. Этого оказалось достаточно. Пес взял след и уверенно привел к частному дому неподалеку. Хозяин, старый знакомый потерпевшей, не смущаясь добрососедскими отношениями, украл телевизор и сдал его в ломбард.
Благодаря кинологу и тренированной собаке на раскрытие кражи ушло меньше суток.
Увы, так быстро собаки справляются не всегда, и тому бывают объективные причины. На месте преступления слишком много переменных.
– Потерпевшие не всегда сохраняют следы, могут помыть пол или убрать снег во дворе, или же потерпевший последний раз был в своем гараже полгода назад и не знает, когда была совершена кража, – поясняет старший инспектор-кинолог капитан полиции Александр Чаплыгин. – Ситуации разные, но наши сотрудники делают все, чтобы применение собаки оказалось эффективным.
В наши дни у служебного пса основная задача при разыскной работе – это показать пути подхода и отхода подозреваемого. Остальное сделает следственно-оперативная группа с помощью записей с камер видеонаблюдения, опроса свидетелей и других методов. Так, в 2020 году в Кузбассе было раскрыто 268 преступлений с применением служебно-розыскных собак.
Собака незаменима
В Центре кинологической службы Управления МВД России по г. Кемерово сегодня 15 кинологов и 17 служебных собак трех пород: немецкая и бельгийская овчарки и лабрадор. Сфера деятельности этой хвостатой команды – разыскная работа. Причем у каждого пса своя специализация – как у людей. Кроме следовой работы, уникальный нюх служебных собак незаменим еще в трех направлениях деятельности. Это поиск наркотиков, взрывчатых веществ и установление без вести пропавших людей.
– Одним словом, собака незаменима, – говорит врио начальника ЦКС капитан полиции Александр Баянов.
В дежурную часть поступает сигнал. Это может быть кража, автоугон, сообщение о наркопритоне или заявление о без вести пропавшем. Минимальной информации достаточно, чтобы в Центре кинологической службы определили, какая собака отправится на задание.
– Кинолог узнает все обстоятельства, изучает место преступления, – рассказывает Александр Чаплыгин. – Он решает, откуда или от чего запустить собаку. Либо это отпечаток ноги, либо злоумышленник что-то потрогал, либо вещь оставил – по ситуации. И работа начинается, собака ведет.
Четвероногие прекрасно находят наркотики, спрятанные в квартире, и «закладки» на улице.
За капитаном полиции Александром Чаплыгиным сегодня закреплена уникальная собака. Таких всего две в Кузбассе: одна в Ленинске-Кузнецком, другая в кемеровском ЦКС. Это немецкая овчарка Виолетта, и она ищет трупные останки.
– Поисковые мероприятия в тайге очень тяжелые из-за большого охвата территории, – объясняет наставник немецкой овчарки. – У меня рекорд был в Белогорске: мы с Виолеттой за сутки прошли 26 километров по тайге. Ищем иногда в таких местах, где нога человека не ступала. В Белогорске это была заповедная зона, куда вход человеку запрещен. Там надо ходить с ружьями, потому что можно повстречать медведя. Все серьезно.
Неспроста пенсионный возраст полицейской собаки – восемь лет. Иногда десять, но не более. Виолетте уже восемь с половиной, но она справляется, и пока ее не отправляют «в отставку». Овчарку активно привлекают к поискам и сотрудники уголовного розыска Главного управления.
Основной метод – игра
На плац выходит «фигурант» – одетый в толстый и прочный костюм инспектор-кинолог, старший лейтенант полиции Алексей Харитонов, изображающий злоумышленника. В руках палка – так он выглядит агрессивнее. «Фигурант» размахивает этим имитатором оружия, грозно кричит, когда с другой стороны плаца появляется кинолог с собакой.
– Чужой! Фаа-ас! – громко командует наставник, отпуская пса, тот срывается с места, буквально летит над землей… Миг! – и собака висит на рукаве защитного костюма.
– Даа-ай! – приказывает кинолог, и грозный черный «немец» отпускает «фигуранта».
– Сидеть! – и он послушно садится, не отрывая взгляда от человека в толстом костюме.
– Конвооой! – и немецкая овчарка, удерживая зубами палку мнимого преступника, ведет его, задержанного, туда, куда нужно.
А когда «задержание фигуранта», выполненное специально для газеты «Кузбасс», завершается, Алексей Харитонов, улыбаясь, спрашивает с гордостью:
– Хороша?
«Задержавшая» старлея Харитонова Гера, серебряный призер Всероссийских соревнований специалистов-кинологов, выдрессирована, как и ее хвостатые коллеги, до мелочей. Чтобы получать такие результаты на показательных выступлениях и в реальных делах, нужно пройти порядка 12 тестов на этапе отбора щенков, затем 4-6 месяцев дрессировки, и после того как комиссия признает собаку годной к службе, проводить занятия по тренировке. Это ежедневная работа, требующая терпения и искренней любви к своему подопечному. Основной метод – игра. Главный запрет – бить животное.
– Очень важное качество для кинолога – умение дать собаке нужную эмоцию, – признается Александр Баянов. – Она должна понимать, когда ты рад, когда недоволен, а когда зол.
Как результат – идеальное взаимодействие кинолога и его хвостатого напарника.
Кроме навыка поиска нужных веществ по запаху, собакам прививается умение сохранять работоспособность в психологически сложных ситуациях, а их масса: кошки, птицы, посторонние собаки, неожиданные громкие звуки и резкие движения, дождь, мороз, тайга и другие.
– У меня был спаниель по наркотикам, – вспоминает с улыбкой капитан полиции Баянов. – Мы осматривали квартиру, и там был небольшой темный закуток. Спрашиваю: «Что там?» – «Кочегарка». Пускаю собаку, заглядываю следом. Узкая комната, уголь, дрова и котел. Спаниель встает лапами на котел, хвостиком виляет, ему интересно, а наверху шесть кошек на когтях дугой стоят и шипят. Но пес настолько приучен, он считает, что никакой угрозы нет. Выглядело это довольно забавно.
Собак-«пенсионеров» кинологи обычно забирают домой на заслуженный отдых. Никто не бросает верно и долго служившего напарника и друга. Если у кинолога нет возможности взять служебную собаку к себе, ей находят хороших хозяев. А на смену старой гвардии приходят щенки-новобранцы, и снова через игру, воспитание и угощение происходит чудесная метаморфоза из милого малыша в спокойного и уверенного служебного пса.