О замене полиса ОМС и защите прав граждан
В редакции «Кузбасса» состоялась прямая линия по вопросам обязательного медицинского страхования. На звонки отвечали специалисты Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса: начальник отдела организации ОМС Наталья КИСЕЛЕВА и главный специалист врач-эксперт отдела организации защиты прав граждан Анастасия ПРОСВЕТОВА.
Светлана:
– Мой страховой полис стал очень ветхим. Могу ли я заменить его онлайн, без визита в офис страховой компании?
Н. Киселева:
– Онлайн-процедура замены страхового полиса в настоящее время не реализована.
На сайте Территориального фонда www.kemoms.ru в разделе «Страховые компании» указаны адреса всех пунктов выдачи полиса в вашем городе. Выберите наиболее удобный для вас и обратитесь туда с паспортом, СНИЛС и ветхим полисом. В страховой медицинской организации вам сначала выдадут временное свидетельство, по которому вы сможете бесплатно получать медицинскую помощь. Оно действительно 45 рабочих дней. В течение этого времени в Москве на Гознаке для вас будет изготовлен полис ОМС единого образца. Когда он поступит в Кузбасс, страховая компания известит вас об этом.
Ольга:
– Отцу 72 года, у него сахарный диабет, по состоянию здоровья он должен ежемесячно наблюдаться у эндокринолога, чтобы корректировать дозировку лекарств. В поликлинике по месту жительства он не может попасть к этому специалисту уже более двух месяцев: то врач работает в ковидарии, то на больничном, то другая причина. Направление по ОМС в другое лечебное учреждение, например, в диагностический центр, поликлиника не дает, говорят, что получают всего одно такое направление на месяц. Как быть?
А. Просветова:
– Согласно действующему законодательству, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (за исключением помощи, оказываемой в рамках клинической апробации).
Лечащий врач, руководствуясь медицинскими показаниями, определяет объем исследований, необходимых пациенту. При невозможности оказания медицинской помощи пациенту в рамках программы ОМС в поликлинике прикрепления лечащий врач направляет его в другую медицинскую организацию, работающую в сфере ОМС, при этом заполняет направление формы 057/у-04.
Поскольку вы не являетесь законным представителем вашего отца, ему следует самому обратиться в страховую медицинскую организацию, где он застрахован по ОМС, и рассказать о проблеме. В компетенции страховых представителей – помочь ему получить направление в другую медицинскую организацию и попасть на прием к нужному специалисту.
Если не удастся решить вопрос с помощью страховых представителей, обращайтесь в Территориальный фонд ОМС – в отдел организации защиты прав граждан или звоните в Контакт-центр по вопросам ОМС по бесплатному номеру телефона 8-800-200-60-68. Мы будем решать данную проблему на своем уровне, в том числе – оценивая деятельность страховых представителей.
Наталья Ивановна:
– Страховой полис утерян, его номер я не помню. Подскажите, как найти страховую компанию, которая его оформляла, чтобы восстановить?
Н.К.:
– Чтобы узнать, в какой страховой компании вы застрахованы по ОМС, позвоните в Контакт-центр ТФОМС Кемеровской области – Кузбасса по бесплатному номеру 8-800-200-60-68 и дождитесь ответа оператора. Будьте готовы назвать оператору персонифицированные данные. Специалист проверит базу данных застрахованных и подскажет, какая именно страховая медицинская организация выдала вам полис.
Также обращаю ваше внимание на то, что каждый гражданин один раз в год может заменить страховую компанию. На территории Кузбасса работают две страховые медицинские организации: Кузбасский филиал ООО «АльфаСтрахование-ОМС» и филиал ООО Страховая компания «Ингосстрах-М» в городе Кемерово.
Вы можете выбрать одну из них и обратиться туда для получения полиса ОМС. При себе необходимо иметь паспорт и СНИЛС, другие документы не требуются. Сначала вы получите временное свидетельство, а через 45 рабочих дней вам выдадут полис ОМС единого образца.
Татьяна:
– Хотелось бы узнать, на каком основании поликлиника отказывается выдать мне мою амбулаторную карту? Я бы хранила ее дома. Я проходила разные обследования, в том числе дорогостоящие, информацию о них не всегда вносят в компьютер, а карту теряют регулярно.
ТФ.П.:
– Согласно законодательству Российской Федерации, медицинская документация является собственностью медицинской организации, которая несет ответственность за ее сохранность. Но пациент может подать письменное заявление на имя главного врача с просьбой подготовить для него выписку из амбулаторной карты или сделать ее полную заверенную копию.
Что касается дорогостоящих обследований, которые вы делали в сторонней медицинской организации, то вы не обязаны отдавать в поликлинику оригинал заключения с результатами. Можете сами снять с него копию и предоставить ее лечащему врачу или попросить доктора снять копию во время приема.