В конце 2020 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей распространила информацию о способах, с помощью которых автосалоны обманывают доверчивых граждан при покупке новых и подержанных авто.
Речь не о том, что автодилеры все как один практикуют «нехорошие схемы». Но примеры такие есть, и они, увы, не единичны. Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Татьяна Костарных подтвердила, что ранее жалобы поступали и от жителей нашего региона. В последние месяцы их не стало. Хотя затишье – не гарантия того, что история не повторится вновь.
Как именно недобросовестные продавцы подлавливают доверчивых клиентов?
Чтобы привлечь их в салон, указывают в рекламе заниженную стоимость авто и озвучивают ее по телефону. А когда люди приезжают, выясняется, что машину с таким ценником «уже продали». Но если это еще можно с натяжкой расценить как маркетинговый ход, то другие приемы не подходят под это определение вовсе.
Так, еще до показа автомобиля или перед заключением договора купли-продажи менеджеры могут настаивать на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, задатка и т.п.). При этом в договоре содержится условие о том, что в случае отказа от сделки с покупателя будет удержана часть внесенных денег или вся сумма.
Предлагая купить автомобиль в кредит, автосалоны указывают на сайте и в рекламных буклетах процентную ставку существенно ниже той, что прописана в договоре купли-продажи. Кроме этого, за отдельную плату навязывают клиенту установку дополнительного оборудования, заключение договора страхования с конкретным страховщиком, выполнение сервисных работ и т.д. Под навязыванием понимается невозможность отказа от этих товаров, работ и услуг.
Роспотребнадзор России рекомендует гражданам проявлять настороженность при наличии следующих обстоятельств:
слишком низкая цена транспортного средства (даже в период распродаж автосалоны не станут работать себе в убыток);
продажа автомобиля исключительно в кредит;
настойчивое предложение подписать договор и внести аванс до осмотра автомобиля;
отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на авто (договора, ПТС, гарантийного талона или сервисной книжки);
незначительный период времени, прошедший с момента постановки автосалона на учет в налоговый орган (можно проверить на сайте ФНС РФ по адресу https://egrul.nalog.ru/).
Если потребители столкнулись с ущемлением своих прав и понесли незапланированные расходы, Роспотребнадзор рекомендует им обратиться к продавцу с соответствующей претензией. В случае отказа удовлетворить их законные требования потребители могут возместить ущерб и взыскать с продавца компенсацию морального вреда через суд.
Можно пожаловаться на действия автосалона производителю авто или в уполномоченную им организацию, в региональное управление Роспотребнадзора, в полицию и в Федеральную антимонопольную службу, контролирующую соблюдение законодательства о рекламе.
НА ЗАМЕТКУ
Недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о цене товара, размере скидок, тарифов и других условиях его приобретения, «чревата» для юрлица штрафом в размере от 100 до 500 тысяч рублей. Если рекламный буклет предлагает оформить покупку авто в кредит под определенный процент, он должен содержать не только полное наименование финансовой организации, оказывающей такую услугу, но и все остальные условия кредитования, определяющие полную стоимость кредита. За нарушение этого требования предусмотрен штраф в размере от 100 до 800 тысяч рублей.