Сакральная встреча с Учителем
Педагог дополнительного образования из Новокузнецка получил общественное признание, став одним из победителей престижного Всероссийского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям-2020».
Волшебная флейта
В финал конкурса «Сердце отдаю детям» прошли 90 человек из 35 субъектов России. В качестве итогового испытания эксперты подготовили для них «Педагогическое многоборье», которое состоялось в Санкт-Петербурге: номинанты провели открытые уроки, показали владение методиками и технологиями разрешения конфликтов, рассказали о развитии допобразования в своем регионе. Сотрудник новокузнецкого Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской Андрей Меш был признан лучшим в номинации «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ и инвалидностью», а также получил спецприз «Признание профессионального сообщества». Андрей Борисович ведет уроки в клубе социальной инклюзии «Журавушка», история которого началась в 1992 году. Педагог обучает игре на флейте детей с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 18 лет. Отметим, что кузбассовец уступил коллеге из Казани всего один балл и стал вторым во всероссийском зачете.
Андрей Борисович работает в новокузнецком ДТ с 1999-го. Четыре года – в качестве совместителя (параллельно педагог и директор православной воскресной школы, промышленный альпинист – нужно было кормить большую семью). Затем основным сотрудником с растущей нагрузкой.
«Клуб «Журавушка» с самого первого дня своего существования получил негласный статус семейного, – рассказал Андрей Меш. – Основная деятельность – театральная. Немного музыки. И много разных мероприятий, направленных на социализацию детей. Меня позвали заменить педагога, который учил ребятишек играть на блокфлейте. Сначала отказывался – за плечами всего лишь музыкальная школа по классу скрипки, да самостоятельное освоение блокфлейты (в основном подбор на слух любимых мелодий). Но для старта этого вполне было достаточно, ведь главное – увлечь. В общей сложности у меня ушло двадцать лет на оформление педагогической программы, но до сих пор в нее вкрапляются новые элементы».
Встреча с душой
«Когда учишься играть на других инструментах, нужно овладеть инструментом, а когда речь идет о блокфлейте – в первую очередь, важно овладеть собой, – отметил Андрей Меш. – Программа изначально называлась «Я и флейта» и задумывалась как путь к встрече с собственной душой. Этот путь далеко не всегда прямой и лёгкий даже для обычных людей, а уж для детей с расстройствами аутистического спектра (каждый третий в нашем ансамбле) – особенно. После занятия на конкурсе в Петербурге члены жюри просили рассказать об особенностях моего подхода к особым детям. Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка мне помогает соединение музыкальной и театральной деятельности».
Три больших годовых календарных праздника и два музыкальных спектакля в год – норма для камерного клуба. В постановках участвуют дети, педагоги и родители.
«Далеко не все, кто начинает заниматься блокфлейтой, способны освоить программу восьми лет полностью, – подчеркнул педагог. – Тем не менее все успешны. К примеру, не получается у парня из-за его ограничений в здоровье связать звуки в красивую мелодию, – звучит флейта по-медвежьи. Так он и будет на Масленицу медведя играть. И споёт, и станцует, и на флейте сыграет, и действие проведёт, как медведь, – за то ему и аплодисменты. А самим собой на сцене быть – тоже искусство великое. Не получается у ребёнка с ДЦП технично играть на флейте, пальцы спазмированные не позволяют, не продвигается он дальше третьего года обучения, а мы все его музыкальные способности в речь переведём. Именно так и возникла моя программа «Художественная речь», где речевой ансамбль создаётся по законам музыки. Не готовы дети к освоению инструмента (не наработаны метроритмические навыки, музыкальный слух, не развиты базовые психические способности), возникает программа «Элементарное музицирование» на основе музыкальной педагогики Карла Орфа – и все эти проблемы решаются».
По словам педагога, все персонифицированные подходы, применяемые к особым детям, прекрасно работают и с детьми обычными (нередко в клуб приходят братья и сёстры детей с ОВЗ).
«Наши праздники и спектакли давно переросли рамки клуба. А ещё мои собственные дети – первые папины помощники», – гордится отец.
От первого лица
Примечательно, что конкурс «Сердце отдаю детям» состоялся в очном формате – в сегодняшних условиях пандемии это случай исключительный. Проходил он в Аничковом дворце, бывшей императорской резиденции, а ныне Дворце творчества. «Нас встречали герои девятнадцатого века, проводили по залам, которые помнят Пушкина, рассказывали о здании. В холле, раздеваясь, я первым делом увидел своих учеников и обомлел – откуда? Оказалось, что фото и видео из презентаций всех конкурсантов непрерывно транслировали по мониторам», – улыбается победитель конкурса.
Андрей Борисович всей своей работой доказывает: чтобы раскрылся и состоялся талант, нужно очень много разных условий. И в первую очередь – встреча Учителя и Ученика. Эта встреча – большое счастье для обоих.
«Дима выходит на сцену, хромая, держится рукой за стул, чтобы не упасть. Напряжённо смотрит на меня, – тихо говорит педагог. – Киваю – начинай. Две фразы – и зал смолкает, все ждут каждого следующего слова, жеста этого странного подростка. Взрыв хохота, изумлённые лица, кто-то уже стонет от смеха. И вдруг – полная серьёзность. А в конце – слёзы восторга. А какое счастье для меня как педагога, когда я с 14-летним пацаном могу работать уже как со студентом театрального вуза! Вот она – художественная одарённость.
А вот то, что сейчас называют коммуникативной, социальной одарённостью. Оля увидела нас на образовательной ярмарке, азартно опробовала все наши музыкальные инструменты и сказала: «Да я к вам весь класс приведу!» И привела. Её энергии, упорства и юмора хватило бы на пятерых. Первая помощница педагогов в клубных праздниках и спектаклях, выдумщица, певица, она заражала своей энергией весь коллектив. Хотя каждое движение давалось с огромным трудом. Сейчас Оля заканчивает педагогический университет, поёт и играет в студенческом театре.
Духовно-ценностная, гражданская одарённость. Всё тело у Вадима скособочено и перекручено так, как будто его мяли циклопы. Речь тоже. То, что написал, сам понять не может. При этом всерьёз учится играть на блокфлейте, достигает успехов, участвует в конкурсах. И вдруг – вопросы ко мне сплошным потоком: о жизни, о музыке, о религии, о литературе. На флейту остаётся пять минут в конце занятия. На три года я становлюсь для него не учителем музыки, а старшим другом, помогая решать внутренние проблемы и сформировать мировоззрение. Решает стать врачом, чтобы служить людям. Сейчас – рентгенолог, самый востребованный специалист в поликлинике.
Кристель Манске, Учитель учителей и особых детей из Германии, предложила для детей с ОВЗ особый термин – инаковоодарённые.
Самые лучшие актёры в нашем театральном ансамбле – парень и девушка 20 лет, которые по развитию как семилетние дети. Наивные, смешные. Но на сцене эта наивность становится достоинством, а не недостатком. Они так входят в роль и играют с таким упоением, что зрители в восторге глаз не могут оторвать.
Даша-дауняша переодевается, чтобы зайти в свою старшую группу в детском саду. На соседней лавочке, окаменев, сидит странный мальчишка. Переоделся, но никуда не идёт. Взгляд потухший, обречённый. У мамы уже нет ни слёз, ни слов, она почти падает. Даша подбегает, берёт ладони мальчика, играет ими в ладушки, подпевая на своём тарабарском языке. И потом вдруг отчётливо, прямо в ухо: «Умный, красивый, хороший, молодец, умница!» Взъерошивает ему волосы и убегает. Парень, остолбенев, сидит неподвижно. Глаза теплеют. Встаёт, спокойно идёт в группу».
После конкурса коллеги начали интересоваться у победителя: «А что дальше?». А он уверенно отвечает:
«Дальше повседневная творческая работа вместе с детьми, подготовка новых праздников, раскрытие новых талантов, освоение новых инструментов. Меня ждут не дождутся чудесные гусли, свирели, жалейки, ложки, дрова».
К слову, такие «обновы» удалось приобрести совсем недавно на деньги, полученные по гранту «Путешествуем по России»».