Соцсети:
Актуальное

Сакральная встреча с Учителем

25 декабря 2020 | Алена Смирнова
Момент открытого занятия в Санкт-Петербурге. Фото из личного архива.

Педагог дополнительного образования из Новокузнецка получил общественное признание, став одним из победителей престижного Всероссийского конкурса профмастерства «Сердце отдаю детям-2020».

Волшебная флейта

В финал конкурса «Сердце отдаю детям» прошли 90 человек из 35 субъектов России. В качестве итогового испытания эксперты подготовили для них «Педагогическое многоборье», которое состоялось в Санкт-Петербурге: номинанты провели открытые уроки, показали владение методиками и технологиями разрешения конфликтов, рассказали о развитии допобразования в своем регионе. Сотрудник новокузнецкого Дворца детского (юношеского) творчества им. Н.К. Крупской Андрей Меш был признан лучшим в номинации «Педагог дополнительного образования, работающий с детьми с ОВЗ и инвалидностью», а также получил спецприз «Признание профессионального сообщества». Андрей Борисович ведет уроки в клубе социальной инклюзии «Журавушка», история которого началась в 1992 году. Педагог обучает игре на флейте детей с ограниченными возможностями здоровья от 5 до 18 лет. Отметим, что кузбассовец уступил коллеге из Казани всего один балл и стал вторым во всероссийском зачете.

Андрей Борисович работает в новокузнецком ДТ с 1999-го. Четыре года – в качестве совместителя (параллельно педагог и директор православной воскресной школы, промышленный альпинист – нужно было кормить большую семью). Затем основным сотрудником с растущей нагрузкой.

«Клуб «Журавушка» с самого первого дня своего существования получил негласный статус семейного, – рассказал Андрей Меш. – Основная деятельность – театральная. Немного музыки. И много разных мероприятий, направленных на социализацию детей. Меня позвали заменить педагога, который учил ребятишек играть на блокфлейте. Сначала отказывался – за плечами всего лишь музыкальная школа по классу скрипки, да самостоятельное освоение блокфлейты (в основном подбор на слух любимых мелодий). Но для старта этого вполне было достаточно, ведь главное – увлечь. В общей сложности у меня ушло двадцать лет на оформление педагогической программы, но до сих пор в нее вкрапляются новые элементы».

Встреча с душой

«Когда учишься играть на других инструментах, нужно овладеть инструментом, а когда речь идет о блокфлейте – в первую очередь, важно овладеть собой, – отметил Андрей Меш. – Программа изначально называлась «Я и флейта» и задумывалась как путь к встрече с собственной душой. Этот путь далеко не всегда прямой и лёгкий даже для обычных людей, а уж для детей с расстройствами аутистического спектра (каждый третий в нашем ансамбле) – особенно. После занятия на конкурсе в Петербурге члены жюри просили рассказать об особенностях моего подхода к особым детям. Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка мне помогает соединение музыкальной и театральной деятельности».

Три больших годовых календарных праздника и два музыкальных спектакля в год – норма для камерного клуба. В постановках участвуют дети, педагоги и родители.

«Далеко не все, кто начинает заниматься блокфлейтой, способны освоить программу восьми лет полностью, – подчеркнул педагог. – Тем не менее все успешны. К примеру, не получается у парня из-за его ограничений в здоровье связать звуки в красивую мелодию, – звучит флейта по-медвежьи. Так он и будет на Масленицу медведя играть. И споёт, и станцует, и на флейте сыграет, и действие проведёт, как медведь, – за то ему и аплодисменты. А самим собой на сцене быть – тоже искусство великое. Не получается у ребёнка с ДЦП технично играть на флейте, пальцы спазмированные не позволяют, не продвигается он дальше третьего года обучения, а мы все его музыкальные способности в речь переведём. Именно так и возникла моя программа «Художественная речь», где речевой ансамбль создаётся по законам музыки. Не готовы дети к освоению инструмента (не наработаны метроритмические навыки, музыкальный слух, не развиты базовые психические способности), возникает программа «Элементарное музицирование» на основе музыкальной педагогики Карла Орфа – и все эти проблемы решаются».

По словам педагога, все персонифицированные подходы, применяемые к особым детям, прекрасно работают и с детьми обычными (нередко в клуб приходят братья и сёстры детей с ОВЗ).

«Наши праздники и спектакли давно переросли рамки клуба. А ещё мои собственные дети – первые папины помощники», – гордится отец.

Семья Меш – основа церковного хора. Фото из личного архива.

От первого лица

Примечательно, что конкурс «Сердце отдаю детям» состоялся в очном формате – в сегодняшних условиях пандемии это случай исключительный. Проходил он в Аничковом дворце, бывшей императорской резиденции, а ныне Дворце творчества. «Нас встречали герои девятнадцатого века, проводили по залам, которые помнят Пушкина, рассказывали о здании. В холле, раздеваясь, я первым делом увидел своих учеников и обомлел – откуда? Оказалось, что фото и видео из презентаций всех конкурсантов непрерывно транслировали по мониторам», – улыбается победитель конкурса.

Андрей Борисович всей своей работой доказывает: чтобы раскрылся и состоялся талант, нужно очень много разных условий. И в первую очередь – встреча Учителя и Ученика. Эта встреча – большое счастье для обоих.

«Дима выходит на сцену, хромая, держится рукой за стул, чтобы не упасть. Напряжённо смотрит на меня, – тихо говорит педагог. – Киваю – начинай. Две фразы – и зал смолкает, все ждут каждого следующего слова, жеста этого странного подростка. Взрыв хохота, изумлённые лица, кто-то уже стонет от смеха. И вдруг – полная серьёзность. А в конце – слёзы восторга. А какое счастье для меня как педагога, когда я с 14-летним пацаном могу работать уже как со студентом театрального вуза! Вот она – художественная одарённость.

А вот то, что сейчас называют коммуникативной, социальной одарённостью. Оля увидела нас на образовательной ярмарке, азартно опробовала все наши музыкальные инструменты и сказала: «Да я к вам весь класс приведу!» И привела. Её энергии, упорства и юмора хватило бы на пятерых. Первая помощница педагогов в клубных праздниках и спектаклях, выдумщица, певица, она заражала своей энергией весь коллектив. Хотя каждое движение давалось с огромным трудом. Сейчас Оля заканчивает педагогический университет, поёт и играет в студенческом театре.

Духовно-ценностная, гражданская одарённость. Всё тело у Вадима скособочено и перекручено так, как будто его мяли циклопы. Речь тоже. То, что написал, сам понять не может. При этом всерьёз учится играть на блокфлейте, достигает успехов, участвует в конкурсах. И вдруг – вопросы ко мне сплошным потоком: о жизни, о музыке, о религии, о литературе. На флейту остаётся пять минут в конце занятия. На три года я становлюсь для него не учителем музыки, а старшим другом, помогая решать внутренние проблемы и сформировать мировоззрение. Решает стать врачом, чтобы служить людям. Сейчас – рентгенолог, самый востребованный специалист в поликлинике.

Кристель Манске, Учитель учителей и особых детей из Германии, предложила для детей с ОВЗ особый термин – инаковоодарённые.

Самые лучшие актёры в нашем театральном ансамбле – парень и девушка 20 лет, которые по развитию как семилетние дети. Наивные, смешные. Но на сцене эта наивность становится достоинством, а не недостатком. Они так входят в роль и играют с таким упоением, что зрители в восторге глаз не могут оторвать.

Даша-дауняша переодевается, чтобы зайти в свою старшую группу в детском саду. На соседней лавочке, окаменев, сидит странный мальчишка. Переоделся, но никуда не идёт. Взгляд потухший, обречённый. У мамы уже нет ни слёз, ни слов, она почти падает. Даша подбегает, берёт ладони мальчика, играет ими в ладушки, подпевая на своём тарабарском языке. И потом вдруг отчётливо, прямо в ухо: «Умный, красивый, хороший, молодец, умница!» Взъерошивает ему волосы и убегает. Парень, остолбенев, сидит неподвижно. Глаза теплеют. Встаёт, спокойно идёт в группу».

После конкурса коллеги начали интересоваться у победителя: «А что дальше?». А он уверенно отвечает:

«Дальше повседневная творческая работа вместе с детьми, подготовка новых праздников, раскрытие новых талантов, освоение новых инструментов. Меня ждут не дождутся чудесные гусли, свирели, жалейки, ложки, дрова».

К слову, такие «обновы» удалось приобрести совсем недавно на деньги, полученные по гранту «Путешествуем по России»».

Другие статьи на эту тему

06 сентября

В Новокузнецке проголосовать за губернатора Кузбасса пришла Снегурочка

В Новокузнецке отдать свой голос на выборах губернатора Кузбасса пришла победительница муниципального этапа Всекузбасского конкурса…

06 сентября

В Новокузнецке открыли многофункциональную спортплощадку у школы №64

На территории школы №64 в Орджоникидзевском районе Новокузнецка торжественно открыли многофункциональную спортивную площадку. Это стало…

12 апреля

Юный пианист из Кузбасса стал лауреатом VI Всероссийского конкурса «Созвездие»

Лауреатом II премии VI Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» объявлен воспитанник филиала Центральной музыкальной школы…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс