Авангард в цифре, или Дерзкий проект Русского музея
Феерия красок, форм и концепций, какой не было прежде, – впервые зрителю представлена грандиозная мультимедийная экспозиция «Русский авангард», и первыми в стране ее увидели именно кузбассовцы. Революционно дерзкая эта выставка являет собой синтез искусства и технологий постиндустриальной эпохи. Как и в период рождения авангардизма, на стыке XIX и XX веков, во время краха старого режима, роста технического прогресса и великих научных открытий, уникальная экспозиция XXI века демонстрирует зыбкость границ между видами и формами искусства, а также сплав «аналоговой» и «цифровой» реальности. Уникальный проект Русского музея можно увидеть в Кузбасском центре искусств в Кемерове. Он пробудет там до конца января 2021 года.
Художники-скандалисты
Это третий выставочный проект Русского музея в Кузбассе в рамках открытия кемеровского филиала. Две выставки проходят в Музее изобразительных искусств. Это «Пейзаж в творчестве художников XIX – начала XX века» и работа Михаила Нестерова «Святая Русь» 1905 года.
Расцвет авангардного искусства приходится на первую треть XX века, то есть все три экспозиции знакомят с историей изобразительного искусства начала прошлого века. Времени революционных изменений во всем от государственного строя до науки и творчества.
Термин «авангард» объединяет несколько направлений в живописи, архитектуре, музыке, литературе. Сложно сформулировать общие черты течения, но, пожалуй, в основе любого авангардного произведения – слом классической системы. Это эксперимент с концепцией, цветом, формой, словом. Художники, а за ними поэты и композиторы стремились предложить миру новую точку зрения на вещи.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собою создать новый мир, который зовется произведением», — писал художник Василий Кандинский.
Как ураган революции потряс страну, так и авангардисты перевернули взгляд на живопись, отказавшись от определяющей роли сюжета и натуры.
— Выставка передвижников в музее изобразительных искусств посвящена эволюционным изменениям в области искусства, — отмечает заместитель генерального директора Государственного Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей, главный хранитель музея Ольга Бабина. — Передвижники заявили об изменении направления искусства и тоже вышли из академии, выбрав свои темы. Но это была некая эволюция. Что сделали авангардисты? Они в одночасье буквально отмели все способы изобразительного искусства, которые существовали до начала XX века и изобрели абсолютно новый язык. Пожалуй, это единственный уникальный случай в истории человечества, когда государственная политика взяла на вооружение искусство бунтарей.
«Черный квадрат» Казимира Малевича стал квинтэссенцией всего течения, дойдя до крайнего минимализма и отменив все, что существовало в академической школе.
В итоге сегодня виртуальная экспозиция, принимая революционную эстафету, не отменяет, но выводит на новый уровень творчество самих авангардистов.
— Первые выставки художников-авангардистов сопровождались скандалами. Они устраивали шоу, — говорит Ольга Бабина. – Ведь чайник Малевича был создан не для того, чтобы пить, а для того, чтобы смотреть на новую форму. Его архитектон, который вы видите на этой выставке, это проект архитектуры безордерного стиля. Но он не для того, чтобы так строить дома, а чтобы создать некую новую супрематическую модель архитектуры. Это борьба идей. Поэтому новые технологии как ничто другое могут представить игру и энергетику, которая звучала на выставках авангардистов.
Препарированная живопись
В зале Кузбасского центра искусств вы не увидите привычных полотен на холсте. Здесь в специально оборудованных зонах живут видеоинсталляции – анимированное шоу на тему произведений художников русского авангарда. Вокруг зрителя движутся супрематические картины Малевича, абстракции Кандинского, конструктивистские идеи Родченко, Татлина, Стенберга, атомы Павла Филонова – всего более 60 работ в четырех зонах. Продолжительность инсталляций от восьми до десяти минут. В целом, выставку можно посмотреть за 40 минут. Мультимедийная экспозиция сопровождается симфониями №1 фа минор и №2 «Октябрю» си мажор Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра Мариинского театра Санкт-Петербурга под управлением Валерия Гергиева. Почему же авангард, и вдруг классическая музыка?
— Это сейчас нам кажется, что Шостакович представитель классики, — поясняет начальник службы «Виртуальный Русский музей» Мария Гладких. — В то время это была попытка создания нового звучания. Мы видим синтез искусств. Творческие люди объединялись. Мы знаем световые поэмы Скрябина, где музыка соединяется с живописью, знаменитую оперу «Победа над Солнцем», где объединяется театральное искусство, декорации, живопись, конструкции, слово, драматика. На выставке звучат две ранние симфонии Шостаковича, это юный композитор, который напитан новыми веяниями.
Бытует мнение, что цифровизация искусства убивает его притягательную суть, разрушает волшебство, которое есть в оригиналах. Пожалуй, это справедливо для представителей классики, но только не для авангардизма. Уже в 1920 году художник Владимир Баранов-Россине создал аппарат оптофон – прообраз современной мультимедийной инсталляции.
Если бы авангардисты творили сегодня, то с восторгом приняли бы идею диджитал-искусства.
Экспозиция покажет зрителю рождение новаторских художественных систем. Можно проследить за логикой построения пространственных форм, за работой глаза и руки художника. Полотна мастеров разложены на формы. Массы, цвета, линии, точки плоскости движутся, и в этом ритме рождается гармония космического хаоса.
Анимированная феерия была создана в центре мультимедиа Русского музея, работающем с 2011 года. С 2016-го его сотрудники начали заниматься выставочными проектами, ловко сочетая, на первый взгляд, несочетаемые вещи.
— В центре мультимедиа Русского музея мы говорим не только об искусстве, мы говорим о науке и технологиях: биологии, геометрии, математике, химии, — подчеркивает Мария Гладких. — Мы приглашаем прийти на эту выставку для того, чтобы обратиться к себе. Видео заставляют вас остановиться на 8-10 минут и помедитировать. Это интересный опыт, когда вы познаете искусство не через разум, а когда информация поступает через ваши глаза в сердце. Это вызывает определенные эмоции, и искусство становится вашим.
Новое слово в культуре
Если вы надумаете посетить выставку «Русский авангард», вас могут сопровождать сотрудники Кузбасского центра искусств. Для тех же, кто не любит экскурсии и желает сам проникнуться инсталляцией, подготовлено описание каждой зоны. У входа размещена портретная галерея художников. И здесь не обошлось без современных технологий: за QR-кодом прячутся биографии художников и рассказ об их работах, которые есть в коллекции Русского музея. А в завершении можно посмотреть фильм об авангардизме.
Директор филиала Русского музея в Кемерове Елена Митрофанова уверена, что местный зритель не уйдет с выставки разочарованным.
— Если бы мы не считали, что это действительно интересно, необычно, необходимо, мы бы не стали организовывать этот проект, — говорит она. — Дело в том, что искусство авангарда – это искусство больших перемен. Мне кажется, что и сейчас времена можно назвать турбулентными. В такие времена хочется чего-то, на что можно опереться: на какие-то ценности, на культурные продукты. А «Русский авангард» — это новый культурный мультимедийный продукт. От души советую всем прийти для того, чтобы не только получить новые знания, эмоции, впечатления, но и для того, чтобы почувствовать другое состояние: что-то настоящее, чем может гордиться наша страна.