История одного дня: что тебе снится, крейсер «Аврора»?
17 ноября «Кузбасс FM» и Макс Климов в проекте «История в истории» рассказали о крейсере «Аврора»– одном из самых знаменитых символов Северной столицы России. О котором писали песни, снимали фильмы и даже слагали легенды. Самая популярная из них утверждает, что «Аврора» во время Октябрьской революции дала залп по Зимнему дворцу. Конечно, это не так, поскольку её огонь мог разнести не только дворец, но и добрую часть района вокруг него. Заблуждение это, тем не менее, лишь придаёт известности крейсеру, который, даже выйдя из состава флота (17 ноября 1948 года в Санкт-Петербурге он был поставлен на вечную стоянку) не перестал быть активным участником истории и культуры страны.
Прослушать оригинальную запись передачи «История в истории» вы можете в
Но вернемся к «Авроре».
На воду крейсер был впервые спущен в 1900 году. Однако в строй боевых кораблей российского флота вступил лишь в 1903. Так началась история легендарного крейсера 1-го ранга «Аврора». Он участвовал в сражениях во время Русско-Японской войны 1904-1905 годов. После неё, по возвращении в Балтийское море, долгое время плавал как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В строй, на фронт Аврора вернулась с началом Первой мировой, во время которой участвовала в боях на Балтийском море. В 1917 матросы «Авроры» сыграли чуть ли не ключевую роль в Октябрьской революции, дав холостой залп, который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Во время второй мировой «Аврора» вместе со всем Ленинградом с трудом, но пережила блокаду. По крейсеру частенько открывали огонь немецкие войска. Ещё до конца войны, в августе 1944, было принято решение сделать из «Авроры» музей-памятник.
Вся зима ушла на очистку корабля от мусора. В мае 1945 у «Авроры» обнаружился увеличивающийся крен. Чтобы предотвратить затопление, пришлось посадить крейсер на грунт. Осенью корабль отбуксировали в Ленинград, где начались съёмки фильма «Крейсер «Варяг». В нём искалеченному и не до конца восстановленному кораблю отводилась одна из главных ролей – крейсера «Варяг», под который его гримировали на протяжении всех съёмок. После этого восстановительный ремонт продолжили. На «Аврору» установили несколько орудий, в том числе четыре – для салютных залпов.
А 17 ноября 1948 года «Аврору» перевели к окончательному месту вечной стоянки на Большую Невку. Крейсер пришвартовали у Петроградской набережной и до 1956 использовали как учебную базу Ленинградского Нахимовского училища. Позже крейсер стал кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, и в этом качестве сохраняется по настоящее время. Более того, сегодня крейсер «Аврора» – это ещё и объект культурного наследия Российской Федерации.
В последующие годы «Авроре» ещё не раз требовался серьёзный ремонт. В 80-х годах пришлось даже полностью менять подводную часть с применением новых технологий. Против чего, кстати, возражали историки, уверяя, что это не пойдёт на пользу самобытности и историчности «Авроры». Ремонтировали крейсер и в наши дни – например, в 2014-ом. В итоге уже достоверно неизвестно, на ходу «Аврора» или нет. Но понятно, что это уже совсем другая история.