История одного дня: как начинался театр имени Вахтангова
Пятничная история от «Кузбасс FM» и Макса Климова вполне логично посвящена театру. И не какому-нибудь, а одному из известнейших — театру-студии имени Вахтангова. Прослушать оригинальную запись этого выпуска программы «История в истории» вы можете в
Осенью 1921 года в культурной жизни Москвы произошло одно знаменательное событие. Студия Евгения Вахтангова, только-только принятая под крыло Московского художественного академического театра, представила публике свой первый спектакль. С него начался известный государственный академический театр имени Вахтангова.
В конце 1913 года несколько студентов из разных московских учебных заведений решили создать Студенческую драматическую студию и играть по модной тогда системе Станиславского. Помочь студентам-любителям никто из профессионалов не соглашался. Лишь после долгих уговоров за руководство взялся молодой актёр и режиссёр Художественного театра, ученик Станиславского Евгений Багратионович Вахтангов. Первой постановкой стала пьеса Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных». Репетировали где придётся, в основном на квартирах друг у друга. 26 марта 1914 года состоялась премьера. Спектакль полностью провалился, а руководство МХТ запретило Вахтангову работать с непрофессиональными студийцами. Но запреты, как это часто бывает, оказались бессильны. Возможно, наоборот, только подстегнули к активной творческой работе. Новые репетиции потихоньку стали проводиться в квартире в Мансуровском переулке. Позже одна из актрис выберет себе сценический псевдоним по имени этого переулка. С ним легендарная первая исполнительница роли принцессы Турандот Цецилия Львовна Мансурова и войдет в историю сценического искусства. Но это будет позже. Пока же группа взяла имя «Московская драматическая студия Вахтангова». Через несколько лет, 13 сентября 1920 года, вопреки всем запретам и сложностям Студия Вахтангова была принята в семью Художественного театра под именем третьей студии МХАТ.
Первым спектаклем студии стала постановка пьесы Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония», явленая на суд зрителей 13 ноября 1921 года. Режиссёром был все тот же Евгений Вахтангов. В ролях были задействованы молодые непрофессиональные актеры, имена которых потом загремят в Советском Союзе. Так, например, в роли Антония был задействован Юрий Зава́дский, будущий народный артист СССР; в роли Гюстава – Борис Щукин, также будущий Народный артист, педагог, чьим именем назовут театральный институт при театре. Премьера прошла феерично! Успех постановки «Чудо святого Антония» был отмечен многими критиками. В частности журнал «Театральное обозрение» опубликовал положительную рецензию Любови Гуревич, театрального критика, ко мнению которой прислушивались в обеих столицах. Вскоре студия открыла собственное помещение на Арбате, в доме №26, где и находится по сей день.
Следующей постановкой театра Вахтангова стала «Принцесса Турандот» по пьесе Карло Гоцци. Этому спектаклю предстояло стать символом театра и идти в нем многие десятилетия с неизменным успехом. «Принцесса Турандот» стала последней постановкой Евгения Вахтангова, который был болен раком и не мог даже присутствовать на премьере. После его смерти, театр продолжал жить и развиваться, и до сих пор он является одним из ведущих театров страны. Но это уже совсем другая история.