Та самая Фрида
В Кузбасском центре искусств проходит выставка репродукций картин культовой мексиканской художницы Фриды Кало. Экспозицию привезла в Кемерово компания «Арт-Экспо», благодаря которой ранее кузбассовцы могли познакомиться с творчеством Винсента Ван Гога и Густава Климта. Работы Кало пробудут в областной галерее до 17 января 2021 года. Кроме собственно выставки, центр искусств готовит для поклонников творчества мексиканки еще несколько сюрпризов.
Боль длиною в жизнь
В зале центра искусств на подрамнике стоит яркое полотно, на котором на фоне голубого неба изображены арбузы: целый, разрезанный пополам, на четыре части и изрезанный на куски. Картина называется Viva la vida, что с испанского переводится как «Да здравствует жизнь!». И это финальная работа Фриды. Даже в последние дни перед смертью она праздновала жизнелюбие и силу духа.
Судьба этой художницы настолько же впечатляюща, насколько и трагична. В шесть лет она переболела полиомиелитом, который навсегда оставил ей хромоту и неполноценную правую ногу. В 18 девушка получила удар еще более жестокий: она попала в автоаварию и получила серьезные травмы. Сломанные в трех местах позвоночник, ключица, рёбра, таз, одиннадцать переломов правой ноги, раздробленная и вывихнутая правая стопа, вывихнутое плечо, проколотые живот и матка на год приковали Фриду к кровати. Затем в течение жизни она постоянно терпела боли, носила корсет и перенесла более 30 операций.
Трагедия разделила жизнь мексиканки на «до» и «после». Тогда-то она и взялась за краски, а пережитая боль определила основные сюжеты ее полотен, равно как и полный страсти и измен брак с популярным в Мексике и за ее пределами художником-монументалистом Диего Риверой.
Тело Фриды оказалось заковано в корсет, она все время лежала, но с неукротимым оптимизмом, энергией и жаждой жизни начала творить. Подавляющее число работ – автопортреты. Художница могла видеть себя в зеркало, установленное под балдахином кровати, и многократно писала свое лицо, окружая его символами и фетишами доколумбовой Америки. Центральный сюжет – собственное бесплодие, попытки зачать и потеря детей. А еще просто море боли физической и эмоциональной. На картинах Фрида отобразила свою жизнь: изломанная, но не сломленная, телесно угнетенная, но духовно сияющая, терпеливая, притягательная для мужчин и женщин, убежденная коммунистка, феминистка, харизматичная патриотка.
Арт-директор Кузбасского центра искусств Елена Гуденко уверена, что художник должен эмоционировать, когда пишет картину.
– Когда меня спрашивают, с какими эмоциями должен выйти человек, я считаю, что он не должен просто поставить галочку, – говорит она. – Зритель должен войти в резонанс с самим собой внутренним. Особенно если послушал экскурсию, почитал о творчестве Фриды что-то заранее. То, что ты знаешь, и то, что увидел, должно войти в колыхания, вибрации, и ты отсюда должен выйти с неким эмоциональным вопросом. Как человек, который столько пережил, может так творить и почему сам ты не творишь до сих пор?
Кто-то считает Кало представительницей школы сюрреализма, другие называют ее работы фолк-артом. Важнее другое. Фрида никого не оставляет равнодушным. Ею восторгаются, ее ненавидят. Однако не могут не признавать ее влияния на развитие мексиканского и мирового искусства.
Диджитал-искусство
Поклонники Фриды, а также те, кто желает познакомиться с ее работами, могут увидеть на выставке серию репродукций масляных полотен, карандашных набросков и фотографии самой художницы с ее мужем Диего Риверой. Уникальна техника изготовления репродукций.
– Это перенос на холст техникой жикле, – говорит Елена Гуденко. – Можно увидеть даже ворсинки, мазки. В случае реплики, сделанной другим художником, так или иначе это будет другая кисть. С помощью жикле оригинал перенесен на холст с оригинальными мазками самой Фриды со стопроцентной идентичностью. Думаю, это отличная возможность особенно сейчас, в период, когда сложно куда-то выехать, посмотреть репродукции очень хорошего качества.
Сотрудники центра проводят экскурсии по выставке три раза в неделю. Кроме того, сейчас в процессе подготовки находится цифровая версия экспозиции. Многие посетители галереи уже знакомы с мультимедийным спектаклем по Ван Гогу. Нечто подобное скоро можно будет увидеть и с картинами Фриды Кало. Они будут проецироваться на три стены в специальном зале, оживать и взаимодействовать между собой. По словам Елены Гуденко, это очень сложная и кропотливая работа, однако ее результаты непременно впечатлят зрителей.
Кроме того, 21 ноября в центре пройдет первый мастер-класс, на котором все желающие под руководством опытного художника смогут маслом написать собственную картину на основе работ эпатажной Фриды Кало, которая так любила жизнь.