Вместе с сыном Сталина…
Уникальные факты Великой Отечественной: один кузбассовец спас жизнь Василию Сталину, другой – сменил его на посту, а их товарищ стал прототипом Маэстро в фильме «В бой идут одни «старики»…
… Какие все-таки удивительные фигуры высшего пилотажа, порой, делает Жизнь, соединяя Героев из народа и высшей политэлиты в одном месте, разделяя и дальше соединяя… Именно так пересеклись судьбы двух наших земляков Федора Прокопенко и Бориса Любимова и их товарища-москвича Виталия Попкова — с младшим сыном вождя!
Тайгинские историки, дружившие с Прокопенко, рассказали, как это было. А тисульские уже частью восстановили прежде неизвестную судьбу Любимова…
«За Сталина!»
… В канун Дня Победы 1996 года в Москве, дома, 80-летний летчик, подержав на ладони новенькую звезду Героя России…, перевернул ее, рассмотрел крепления, решился.
— Федор Федорович, знаю, снял тогда ленточку-триколор со звезды и сделал ленту алую, как у Героев Советского Союза, — рассказывает про Прокопенко, про земляка-тайгинца, Александр Орлов, учитель, руководитель музея школы N160 Тайги. – Ему хотелось, чтобы было именно так.
… Высшего звания Прокопенко ждал 50 с лишним лет.
— И звание — за мужество и героизм на фронтах Великой Отечественной войны, звание теперь уже Героя Российской Федерации, Федор Федорович получил 27 марта 1996 года… В свое время (в войну. – Авт.), четыре раза отправляли на него наградные листы, но всё как-то обходили стороной… И обида у него была… И он считал, что Героя Советского Союза тогда не дали из-за того, что был в товарищеских отношениях с Василием Сталиным.
… Впрочем, о службе с сыном вождя Федор Федорович долго никому не рассказывал… Он четырежды приезжал в Тайгу, на две юбилейные встречи тайгинских аэроклубовцев (Прокопенко – из первого выпуска аэроклуба 1933 года), на открытие музея аэроклуба при школе, на юбилей города… И тайгинцы его любили, ждали.
И он рассказывал о вылетах, о работе в небе группой, о подвигах и мужестве товарищей 434-го (32-го Гвардейского) ИАП…, о силе духа и взаимовыручке, … о сталинградском небе, сплошь закрытом немецкими самолетами, и как они, советские истребители, заходя сверху, пробивали это черное «поле» со свастикой…
И о том, как он, сбитый немцами, посадил самолет на деревья, с разбитой головой, с переломами, в том числе позвоночника дополз до своих…, и потом в госпитале его списали, но он «потерял» медзаключение, вернулся в свой авиаполк, воевал уже старшим штурманом 3-й Гвардейской ИАД до самой Победы! А после войны… еще летал и стал первым вертолетчиком страны…, и даже в годах не сидел без дела – работал в ОКБ им. Миля.
… А о себе и Василии Сталине принародно не говорил, тем более про то, что жизнь Василию спас… Лишь в начале 2000-х рассказал об этом немного по ОРТ… И смотревшие его земляки ахнули: сколько раз слушали Прокопенко. Сколько читали про сына Сталина – летчика, командира одного из полков… И что 17-летнего Василия Сталина в Качинской военной авиашколе пилотов… перед войной учил летать в том числе Прокопенко, но мало ли однофамильцев… Но «сложить» вместе – истории сына Сталина и «их» Прокопенко — земляки не могли, пока он сам – на страну — не проговорился.
— А я узнал еще в октябре 1986-го, когда был в Москве, позвонил ему, он оставил однажды нам с Галиной Ивановной Валитовой (в те годы руководителем музея при школе) свой телефонный номер. И, как я позвонил, Федор Федорович мне сразу сказал: «…прямо безо всяких…, вечером приходи…» — продолжает Орлов. – Федор Федорович встретил меня у метро, как родного, пришли домой, а жил он в обычной двушке-хрущевке, вечером, с его семьей, за чаем, он всё расспрашивал о новостях с родины, рассказывал о себе, передал для нашего музея кортик, китель… И на стене в рамке я увидел фото… И спросил, и он просто ответил, что это летчики Прокопенко, Сталин, Луцкий…
… С тех пор прошли годы… Та краткая информация понемногу «обросла» датами, деталями… Итак, Федор Прокопенко попал в этот авиаполк в числе летчиков, отобранных сыном вождя лично. Полк, прибыв на фронт летом 1942-го, воевал геройски. Так, что под Сталинградом только один самолет в эскадрилье, где служил Прокопенко, цел остался, полетели за сменой…
… А еще, над Великими Луками, Прокопенко сбил такого непобедимого немецкого аса, как Крафт, у которого 78 было в небе побед… А еще…
— Федор Федорович вспоминал: когда его самолет подбили, и он на нем еле дотянул до аэродрома, на брюхо сел… Василий Сталин и спроси, полетит ли еще… Прокопенко: «… если есть на чем…» — «На моем «Яке». И полетел на сталинском самолете…, и ощутил на себе, что такое самолет сына Сталина… Немцы самолет Василия Сталина знали, за ним охотились… Прокопенко охоту эту хорошо ощутил… — поясняет Орлов. – Сильно его немцы погоняли тогда. Но он в тот день четыре боевых вылета на нем сделал, и хоть машина, после немецких атак, получила повреждение, но смог самолет посадить…
… А в марте 1943-го охота немцев в небе за сыном Сталина, командиром 32-го ГИАП, стала еще яростней… Как писали однополчане, 6 марта 1943-го Василия Сталина, в горячке погони за немцем оторвавшегося от своих, еле отбили от шести «Мессеров»…
И еще через несколько дней в очередном бою Василий Сталин едва не погиб.
— Увлекся погоней, не заметил, что ему на хвост немец сел… Прокопенко направил свою машину, как на таран, отогнал, сбил немца, — поясняет Орлов.
Сам Прокопенко рассказывал: «Смотрю: справа от меня такая картина. Летит «Мессер», за ним Василий на своем «Яке», а за ним ещё один «Мессер». И море огня. Василий метров с 150 бьёт по первому Ме-109, а второй с такого же расстояния — по Василию. Первый «Мессер» пошатывается, видимо, Василий его задел. А второй бьёт пока вхолостую. Ну, думаю, дело кранты. Скорость у «Мессера» больше, чем у «Яка». Зайдёт сверху и расстреляет в воздухе. Кричу Шульженко: «Командира зажали. Идём вверх на 70». Коля понимает…, берёт на себя первого фашиста. Я захожу над вторым и даю по нему короткую очередь, по кабине… Самолёт этот упал, не горя. А Коля Шульженко шуганул по бензобаку. Его «подопечный» сгорел в воздухе.»
— Когда вернулись на аэродром, Василий подошел к Прокопенко, поблагодарил… — продолжает Орлов.
… А после войны судьба по службе снова однажды свела Прокопенко с Василием Сталиным. И Василий, прощаясь, протянул Федору Федоровичу фото, подписав: «Жизнь — это Родина. Спасибо за жизнь. За жизнь обязан тебе».
— Я эту фотографию у Федора Федоровича, в Москве, в гостях тогда, тоже видел… Они все же не были близкими друзьями, с Василием Сталиным, все-таки субординация, но настоящими товарищами на войне — были.
… Летчик Прокопенко умер 3 сентября 2007-го. Его особенно помнят в Тайге, в музее школы N160 ребята часто берут в руки картину-чеканку, это работа самого Прокопенко, он изобразил свой бой на Дону и первый им сбитый самолет, и нанес на картину сверху 15 звездочек (плюс самолет с крестами, несущийся к земле). (Официально же принято считать: им сбито 14, но не все — учтены, а Прокопенко всегда рассказывал, что сбил 16).
И в Тайге хранятся его письма в стихах. В последнем он завещал помнить тех, кто спас мир от фашистов.
Новый комполка
… Минобороны, в последние годы все больше выкладывая электронный архив, выдало подробности по летчику из Тисульского района – Борису Петровичу Любимову.
В списке летчиков Великой Отечественной, который Анатолий Банщиков, методист Тисульского исторического музея, ведет уже много лет, в графе Любимов долго стояло кратко – «пропал без вести»… А как, по документам ЦАМО, стал известен его боевой путь – орден Красного Знамени в 1940-м, «…батальонный комиссар, военком 1 АЭ, 509 ИАП, 203 ИАД, 1 ВА. Майор, ком. 32 гв. ИАП, 3 гв. ИАД, 1 гв. ИАК, 15 ВА». И стало ясно, где и когда погиб: «…пропал без вести 6.07.1943 при выполнении боевого задания по прикрытию войск, район г. Малоархангельск Орловская обл.»
— И, согласно архивным данным, майор Любимов и замполит Тарасов не вернулись из разведывательного полета… — поясняет Банщиков. – И ведь, по датам, получается: когда Любимова перевели в 32-й ГИАП, это ему пришлось сменить Василия Сталина… Но командиром этого авиаполка Любимов пробыл недолго, погиб…
… А Василия Сталина (продолжает рассказ) Иосиф Виссарионович снял с этого полка … из-за рыбалки.
— На той рыбалке, 4 апреля 1943-го, один человек погиб, двое, Василий Сталин в том числе, были ранены… Как это вышло? Глушили рыбу гранатами и реактивными снарядами, хоть и с предосторожностями, как написано в донесении, но последний реактивный снаряд разорвался раньше времени…
И потом, после госпиталя, сын вождя снова пошел воевать, расти в карьере, и, с Победой, продолжал служить дальше…
«От винта!»: в кино и наяву
Герои фильма «В бой идут одни «старики»…» не были придуманы режиссером, сценаристом Леонидом Быковым, сыгравшим Маэстро.
…Тайгинцы на встречах с Федором Прокопенко помнят, как он рассказывал, что поющая эскадрилья на войне реально была. Но войну прошел Прокопенко не с летчиками, ставшими прототипами героев фильма. Поющая эскадрилья была в другом полку, в 5-м ГИАП.
Но летчика-москвича Виталия Попкова, с которого в основном «списаны» и Маэстро, и Кузнечик, летчик Прокопенко с войны знал. И, спустя годы, вместе с Попковым, с другими старыми летчиками, Прокопенко подписал письмо в защиту Василия Сталина, ставшего опальным после смерти вождя.
… А про кино дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков рассказывал СМИ: на него в 1960-х вышел Быков, еще только собираясь снимать фильм о летчиках, с расспросами о поющей эскадрилье. И истории Попкова, уже летчика-аса с прозвищем Маэстро, и его же история, совсем молодого, только прибывшего в полк, выпендрившегося на первом учебном полете, ставшего поначалу «вечным дежурным», ловившего кузнечиков и получившего прозвище Кузнечик…, вошли в фильм. Как и истории других летчиков его эскадрильи.
(Попков, кстати, рассказывал так же, что недолго служил и в 32-м ГИАП и что был на той самой рыбалке с Василием Сталиным…)
Летчик Виталий Попков умер 6 февраля 2010-го. Как сообщала пресс-служба комитета общественных связей Москвы, он, действительно, был «… прототипом главного героя фильма «В бой идут одни «старики»…, лично сбил 47 самолетов. У его эскадрильи был свой музыкальный ансамбль…»