В Мысковском детском доме-интернате воспитанников обучают альтернативным способам общения
19 октября 2020 | Газета «Кузбасс»
ГБУ «Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» – учреждение особенное. Большинство проживающих здесь воспитанников имеют тяжелые множественные нарушения развития, включая органическое поражение головного мозга.
Еще недавно считалось, что адаптировать к окружающему миру инвалидов с тяжелыми ментальными нарушениями невозможно в принципе. Перед органами соцзащиты стояла задача просто обеспечить им надлежащий уход. Однако сегодня подходы изменились, современная психология и педагогика позволяют добиваться заметных результатов в социализации таких детей.
Мысковский дом-интернат принял участие в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. И получил грант на реализацию инновационного социального проекта «Учимся общаться». Была поставлена задача: разработать коммуникационную систему для детей с отсутствием речи, научить их альтернативным способам общения.
Дом-интернат приобрел специальное оборудование для налаживания коммуникативных связей с особенными детьми: программно-индикаторный комплекс «Лого» для профилактики и коррекции речевых нарушений методом БОС (биологической обратной связи), интерактивный стол «ВиЭль», портативные коммуникаторы GoTalk.
В рабочую группу проекта «Учимся общаться» вошли педагоги, фельдшер, бухгалтер учреждения. Проект реализовывался с апреля 2019 года по сентябрь 2020-го.
Летом 2019 года педагоги из рабочей группы создали диагностический инструментарий и провели диагностику целевой группы, в которую были включены 50 детей с тяжелыми нарушениями развития. В течение 2019-2020 учебного года с ними проводили индивидуальные и групповые занятия по специальной программе формирования коммуникативных навыков. Параллельно специалисты консультировали воспитателей и младший медперсонал дома-интерната, обучали их технологиям взаимодействия. В общей сложности было обучено 45 сотрудников.
Итоги проекта были подведены в августе 2020 года. Положительная динамика отмечалась у всех участников проекта. Дети научились акцентировать внимание на предметах, проявлять двигательные, эмоциональные, голосовые реакции на раздражители. Для общения они начали использовать карточки-символы и портативные коммуникаторы. Свой опыт педагоги Мысковского детского дома-интерната обобщили в сборнике методических рекомендаций. Он будет полезен всем специалистам, работающим с особенными детьми.