Русский характер
Звезда гиревого спорта, познакомившись с детьми с ДЦП, на колясках, поняла, что не может уйти и… может помочь. Она начала заниматься с ними гирями, атлетической гимнастикой, и трое – уже пошли!
… Они долго шли параллельными дорогами, Екатерина Бобришева, самая сильная женщина России и Европы, и ребятишки с ДЦП, на колясках. Их дороги…, казалось, вряд ли по жизни пересекутся. Но вот уже четыре года Катя, тренируясь сама, тренирует их. Почему?
— Ведёт. Меня. Судьба, — говорит мне, с каждым мощным рывком, 47-летняя высокая, красивая героиня гиревого спорта, и, застыв с поднятой над головой гирей, повторяет… – Да, это судьба.
«Невозможно? Возможно!»
…Она, очнувшись, начала искать выход. Но потолок автобуса стал полом. Автокатастрофа смяла, смешала, изменила всё…
Катя поползла к выходу. Дышать было тяжело, почти невозможно. Хотела крикнуть: «И мне помогите!» Но голоса не было. Добравшись до света, до двери, она буквально выпала из нее – и Катю подхватили чьи-то руки.
Потом, уже на траве, обнимая землю, пытаясь осознать, что с автобусом случилось, и как ее, в катастрофе ломая, сложило, и какие могут быть невосстановимые травмы, Катя подумала:
— Господи, помоги, …я же еще столько не сделала!
(Это была автокатастрофа 9 августа 2011 года. Рейс Новосибирск – Кемерово оборвался на 187-м километре. Автобус перевернулся. Погибли четверо пассажиров, 22 – получили травмы… Екатерине Бобришевой, тогда уже двукратной чемпионке России (2003 и 2005 годов), победительнице Кубка России (2004 года), ехавшей с Алтая, где тогда жила, в родной Кузбасс, досталось в автобусе смертельное место. Ей помогли уцелеть реакция спортсменки и, точно, помощь свыше. …16-е место, Катино, было у окна. Именно через него, как рассказали потом в «Кузбасспассажиравтотрансе», после удара автобуса о встречную фуру, в центре автобуса сошлись, как копья, сломавшиеся автобусные стойки.)
— … И судьба ведь целенаправленно вела меня к тому испытанию, — рассказывает Катя про день накануне, про предчувствие беды перед тем, как автобус ее разбился. – Я же как в автобусе оказалась… Перед тем все валилось из рук, сердце щемило…
Предчувствие стало понятно, когда через несколько часов пришло известие: ее крестник, сын подруги из Березовского, погиб.
— Я родом из Белово, работала в Березовском, занималась волейболом, а начала заниматься гирями, и тренер пригласил тренироваться на Алтай, и я из Березовского туда с полгода как тогда переехала…
А погиб крестник в Кузбассе в ДТП. В машину с ним врезалась другая машина.
— И, узнав о гибели крестника, я – и бросилась на автовокзал, но билетов на прямой рейс с Алтая до Кемерово не оказалось. Потому и поехала на Новосибирск в ночь…И потом с 5 до 7 утра бродила по Новосибирску, у автовокзала, умоляя время идти побыстрее, чтобы, наконец, сесть на рейс оттуда до Кемерова.
И вот, я уже в автобусе Новосибирск — Кемерово. И я ехала и все время смотрела на часы, понимала, что опаздываю на похороны… А задремала и проснулась на пике юза… Я была в наушниках, криков вокруг не слышала, и если бы не проснулась, то было бы для меня поздно.
А глаза открыла, вижу дождь, дорогу, и что наш автобус боком несет… Вижу: сосед среагировал, вытянул ноги вперед, уперся ими, сам наклонился вправо к проходу, и дальше – он раз и вниз, «ушел» в коридор. Я за ним – в коридор упала, таким же макаром. Это и спасло. А девушка, что с нами рядом сидела, погибла.
… Сколько я без сознания пролежала, не знаю. Пришла в себя: вокруг – крики, стоны. Одна женщина кричала: «Мой ребенок! Мой ребенок!» Потом детский плач. И мужчины впереди, которые начали помогать всем выбираться из автобуса, и мой сосед уже с ними, живой, ей крикнули: «Плачет? Значит, выжил, сейчас долезем до него…»
Сделавший сальто автобус, лежа вверх колесами, чудом не загорелся.
— И уже останавливались рядом машины, и люди бежали к автобусу, чтобы помочь.
… И в Березовский, на похороны, Катя, как и боялась, как и предполагала, опоздала. Она приехала измученная, в залитом кровью плаще, с повисшей плетью рукой, с большой, от сильного ушиба, в груди болью.
… Она съездила на могилу — проститься с крестником, потом сразу назад – на Алтай. И всё думала на обратной дороге: две автокатастрофы подряд… И переживала, получив в разбившемся автобусе травмы, что ей не поправиться к Кубку России-2011. И переживала за свою ученицу, как тренировать, когда сама – с травмами…
Но Катя преодолела всё.
— Уже в сентябре я победила на Кубке России-2011 (гиря 24 кг, 94 раза). В 2013-м победила на Чемпионате Европы, в Ирландии (гиря 16 кг, 217 раз)… А мой личный рекорд – в 2018-м, на полуфинале России, гиря 24 кг, 135 раз…
И Екатерина стала мастером спорта, судьей всероссийской категории, тренером высшей категории… И Катина ученица, которую тренировала, стала 6-кратной победительницей России, двукратной победительницей первенства Европы.
…И дальше… Спортсменка Бобришева достигла в спорте всего, по возрасту уже подходя к ветеранам спорта.
…Но те ее первые слова – как очнулась, когда разбился автобус: «Господи, … я еще столько не сделала!» — почему-то всё не забывались…
И Катя уехала с Алтая в Центральную Россию, тренироваться и тренировать, и представить себе не могла, какой поворот готовила, готовила и, вот, уж приготовила ей судьба.
… Её потянуло вдруг в Кузбасс, как никогда. В 2016-м она, набрав в интернете вакансии, увидела, что нужен инструктор физической культуры …в один из кузбасских детских реабилитационных центров. И приехала к неходячим детям с ДЦП.
— И там у меня началось прозрение… Изучала разные чужие методики, растяжки… Подумала: «… как можно тянуть голую кость, тряпку, которая не в объеме? Надо же, как в спорте, надо мышцу сначала увеличить, потом ее растягивать, и сама она будет растягиваться, когда будет из чего…»
И Екатерина начала использовать свой опыт спортивный, тренерский, работая впервые с детьми с ДЦП:
— При этом дети начали давать результат.
Девочка, которая лишь ползала, с Катей вскоре пошла на ходунках. Мальчик, который лишь сидел в коляске, стал тренироваться с инструктором Бобришевой и вскоре прошел целый коридор.
— Я первой тогда начала работать, по ДЦП, с резинками (это утяжеление упражнения, и эти резинки, прикрепленные к шведской стенке и к ножкам ребенка, например, при сгибании коленок, лежа на спине, заставляют больше преодолевать и больше тренировать мышцы. – Авт.)… И я — за то, что таким деткам без физических упражнений – нельзя, и нагрузки дополнительные, чтобы тело преодолевало, необходимы…
И чтобы поднять на ноги детей с ДЦП, убеждена спортсменка Бобришева, им нужен ежедневный принцип спорта.
— Мышца держит память 48 часов. Если через 48 часов нагрузку не дашь, то всё – начинай заново. И для «наших» детей (с ДЦП. – Авт.) это особенно важно… Ведь если мозг не может дать сигнал – идти, то я стараюсь дойти до результата не сверху, не с головы, а снизу, чтобы мышцы ног запомнили, взаимодействовали, заработали.
Кстати, поясняет Екатерина, эта ее собственная программа вообще-то составлена ею давно. В основе – общеизвестная «Энциклопедия физической подготовки», 1994 года, особенно раздел атлетической гимнастики, с гантелями, с резинками… И доктор Бубновский, кстати, говорит Катя, опирается на тот же принцип и комплекс, на то, что мышцы мы должны готовить, укреплять… И Катя по этой своей программе работала с 2002-го, в основном со взрослыми, и в том числе в группе здоровья, с больными и после травм.
— А страшно было начать её для… детей с ДЦП, вести дальше?
— Нет. Это и опыт моих 20 лет в большом спорте. И я, еще раньше окончив Омскую Академию физической культуры, получила нынче диплом Курганской Академии дополнительного профессионального образования, тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре.
И еще, Катя (признается) чувствует: она сможет, она должна помочь этим детям.
— Но ведь часто говорят про ДЦП: «Невозможно?…»
— Это возможно, просто нужно тренироваться.
«Вместе мы – сила…»
… С тех пор прошло еще несколько лет. Екатерина Бобришева переехала в Берёзовский, работает в школе, тренирует ребятишек с ДЦП индивидуально, пишет свою авторскую методику. И тренируется: из большого спорта не ушла.
Уже третий ученик ее с ДЦП – Артур Киблер – начал ходить!
Уже обе девочки (из четверняшек Шериных) нынче в сентябре пошли на ходунках!
… А как познакомились Екатерина и Артур? Они всегда ходили параллельными дорожками: Катя с одной стороны пятиэтажки в центре Березовского, на работу, а мама Артура, и он в коляске, по другую сторону той же пятиэтажки. Но два года назад случайно они… нарушили их привычные маршруты и вдруг оказались и пошли по дорожке рядом. И Екатерина сказала: «Я знаю, как вам помочь». А мама, к тому времени пройдя с 9-летним сыном всё, что можно, и потеряв веру, что сын начнет ходить, удивилась: «Гиревой спорт и мы? Разве возможно?…» Ведь Бобришеву, легенду спорта, она сразу узнала. И — начались тренировки…
— И Артур, ходивший до того на коленках, пошел (!) через полтора года тренировок с Екатериной Кирилловной, — гордится мама. – Это большой труд! Их обоих!
— А как смог на ноги полностью встать?
— С таким-то тренером – не смочь?! Сын уже ходит сам час, с отдыхом… Нынче летом он впервые катался на самокате.
… Очередная тренировка. Артур – после беговой дорожки, сначала упражнения, потом — занимается с гантелями в 2 кг, с 4-килограммовой гирей. И даже трижды закидывает над головой 6-килограммовую…
— Просто толкай. Не руками. Сильнее ножкой! Во! Еще ножкой, сильней. Молодец! – ведет тренер. – Попробуй чуть-чуть подсесть и …сильнее с пола. Мо-ло-дец!
… И дальше штанга (10,5 кг), и после — трудные выпады в стороны и вперед…, и трудные упражнения с резинками на полу, на все мышцы ног…
… А кончается тренировка. Мальчишка мокрый, уставший, улыбается, идет впереди, ведет к стене, с первыми дипломами уже его гиревых побед. И, прощаясь, жмет мне руку. Крепко. В нем – каждый день растет сила.