Два «Дугласа» — одна судьба…
Время, похоже, пришло: найдены второй советский американский самолет, разбившийся в Кузбассе 75 лет назад, и подробности его крушения…
… Мы продолжаем рассказ о двух авиакатастрофах, за годы секретности в архивах и труднодоступности в горах …ставших почти легендой. И о том, что поисковики установили даты крушения «Бостона» на севере Кузбасса (3 сентября 1946-го, на горе Зелёной) и «Дугласа» на юге региона (12 октября 1945-го, на Тыдыне) и фамилии всех, кто погиб… И о том, что обычные парни из Тисульского района, группа Михаила Жолобова, найдя самолет на горе Зеленой, летом 2019-го прикрепила к нему памятную табличку…
Часть 2. Пилот тов. СТАЛИНА
… И вот табличка – на борту.
— Паршутин, Иванов, Журавлев, Решетников, Головня… — прочитала вслух, прощаясь с экипажем «Бостона» и с горой Зеленой под Тисулем экспедиция Жолобова. И ушла (неся в рюкзаке вторую табличку с фамилиями второго экипажа, с планами установить ее, и потом позже, на местах двух крушений самолетов, установить памятники), на 40 км на юг, на Тыдын – на горный хребет – искать тот самый второй самолет, С-47, «Дуглас»…
…И разведка к «Дугласу» сходу не привела.
Но экспедиция с самого начала знала – поиск на Тыдыне будет самым трудным.
Там бесконечные каменистые осыпи (и камни «по пояс») и много горных вершин, и есть где обломкам укрыться…
Там тучи часто садятся на горы так, что пальцев не видно…
Там народных координат по «Дугласу» не было никогда и нет…
И группа Жолобова, проверив в 2019-м часть Тыдына, ушла домой к себе на север, назначив время и район, когда и куда непременно вернется и затерянный «Дуглас»-таки найдет… И продолжила поиски по архивам Минобороны – по крушению на Тыдыне, в горах недалеко от Пезаса…
Выживший
… На въезде в Осиновое плёсо (в село, что в Новокузнецком районе) справа спят под листопадом кладбищенские памятники и кресты…
— Где-то там, далёко-высоко в горах, на Тыдыне, где лежит самолет, тоже ведь крест, … я слыхала, …крест стоял и надо бы его поправить, да и памятник, наконец, поставить… — встречает меня среди подмерзших двухметровых георгинов, опираясь на палку, бабушка Степанида Афанасьевна Сыромукова (земляки с исчезнувшего давно с карты Кузбасса, с закрытием золотого прииска поселка Пезас, могут вспомнить ее по фамилии Кошкарова)…
Осиновое плёсо — сейчас ближайшее (не считая недоступной, к ней только по рекам — Ячменюхи) к месту крушения «Дугласа» село. И бывшие пезасские в плёсе есть еще, но баба Стеша – старшая. Да и она, давно пережив мужа, сына, всех своих, живет больше шумным, дружным, молодым прошлым, чем тихим одинаковым пенсионным настоящим… И поселок Пезас в ее памяти жив.
— Поселок наш был небольшой, на два километра растаёжен, два магазина, клуб, школа, больница всегда с горой нарубленных санитарками пихтолапок, пихтовым маслом, пихтовыми ваннами тогда лечили тоже… А вот я – стою на крыше дома. А вот наш мост через речку. Вода такая хорошая, вкусная… Я родилась в Пезасе и прожила …29 лет, — с любовью листает старый фотоальбом бабушка Стеша. – А вот – слева, видишь, вершина – начало Тыдына… Там люди, придя по чернику, а собирали мы ее и до, и после заморозков… А на Тыдыне черники – о-ей, полно, я ходила…
И вот там люди, придя по чернику, и увидали, что ползет человек… Его подобрали, принесли в поселок, в больницу, без сознания. Он был с самолета. Когда, где самолет упал, никто не знал, и то место от Пезаса далёко…
Выхаживал обожженного, с самолета, наш главврач Михаил Юрьевич Кушнирский.
Парню было лет 20, темноволосый… На нем был крестик… дамский. Потом говорили, мамин, что его мама ему крестик надела, и крестик, как время пришло, его от гибели спас…
… У бабушки Стеши, в ее стареньком домике, где она одна да заходит соцработница, где нет ни компьютера, ни интернета, ни доступа к ЦАМО, информация о крушении «Дугласа» — вся лишь из детства… И оттуда же знание, что самолет был наш, с нашим советским экипажем, но сделан в США. И что выживший парень с самолета говорил, «… 8 человек было», кроме него…
— А, может, то охотник был, а не человек с самолета?
— Нет-нет, не охотник. С самолета. Я не слухи пересказываю, — немного обижается баба Стеша, — моя мама – Варвара Ивановна Петухова – работала в больнице одной из санитарок, на ней было, на дежурных сутках, полы помыть, постель больным перестелить… А вот я сама парня не видала, но, любопытная Варвара, придя на работу к маме, заходила туда, куда его на одеяле с Тыдына занесли, хотела посмотреть, не разрешили… Он все за шторкой лежал. А потом… По авиакатастрофе работала милиция. Парня перевезли лечиться в город… А выросли мы, и тоже ходили на Тыдын не раз по ягоды, но самолета не видели. Но многие пезасские парни и мужики, где лежит самолет, знали.
Крылья вождя
… Михаил Жолобов (член Кемеровского отделения Русского Географического общества) уже лет семь как собирает по документам ЦАМО и от таежников, охотников информацию по этим двум самолетам. Так, за годы, и выяснил…
По документам:
— В авиакатастрофе у Пезаса погибли 9 человек: Дмитрий Шаталов, Александр Беспалов, Сергей Коростелев, Федор Мац, Борис Персианцев, Анатолий Рычков, Михаил Улыбин, Вячеслав Харченко, Василий Щекин…
И в соцсетях нашел, что в родном краю помнят Улыбина. А в ЦАМО, что он перегнал 91 самолет, покрыв расстояние в 178375 км!
И нашел в ЦАМО, что в конце Второй Мировой пилот Дмитрий Шаталов тоже был летчиком-перегонщиком. А до того был в группе сопровождения Сталина! Он был в числе тех, кто вез Сталина на переговоры руководителей трех союзных держав! И вполне даже может быть, что именно его бортом летел сам вождь!…
И, разыскав в соцсетях внучатую племянницу летчика Шаталова, сообщив ей, что ищут самолет (а родные много лет лишь знали, что летчик разбился в Сибири, позже с выкладкой документов ЦАМО, «в районе Пезаса»), услышал:
— Это потрясающе! Мы как дети капитана Гранта! Столько лет ничего и вдруг…
… Внучатая племянница Шаталова подтвердила группе Жолобова про летчика Шаталова и исторические встречи глав держав-союзников: «…сопровождал Сталина в Ялту и Тегеран». И рассказала, что ее дед пограничник Михаил Шаталов и летчик Дмитрий Шаталов были братьями-двойняшками, они из семьи героя Первой Мировой, советского орденоносца… И оба брата погибли.
— Да, нашли, …недавно, — … ответил мне Владимир Григорьев, председатель Среднетерсинского общества охотников и рыболовов.
— Значит, время пришло! — вырвалось у меня.
— Охотник нашел, показал, — пояснил Владимир Григорьев, рассказав подробности про тяжесть пути, — и мы, по данным ЦАМО, уже тоже установили тех, кто разбился… Их было 8.
И в этом списке Шаталова нет.
Но погибших было, мы знаем пока что, 9…
…И так север с югом теперь (обменялись через меня телефонами, созвонились) объединятся в поиске «Дугласа». И группы Михаила Жолобова и Владимира Григорьева отправятся на следующее лето к самолету. На Тыдыне же сейчас вот-вот ляжет снег.
Комментарий специалистов
О трассе и памяти…
Александр Матвеев из Красноярска, ученый, участник поискового отряда «Трасса» Военно-инженерного института СФУ, член Красноярского отделения РГО, ответил на главные вопросы о авиакатастрофе 12.10.1945 у Пезаса:
— Это был самолет, на котором возвращались летчики-перегонщики 12-й Особой Авиагруппы… Всю войну существовало это подразделение, оно частично перегоняло АЛСИБ (прибывшие с Америки, с Аляски, американские самолеты по лендлизу, вообще по АЛСИБу в СССР поступило тогда порядка 8100 самолетов)… Но основной задачей подразделения было перегонять наши самолеты с наших авиазаводов из Комсомольска-на-Амуре, с Иркутска, бомбардировщики дальние, «пешки» («Пе-2», «Пе-3»… — Авт.).
И в 1945-м, после Победы над Германией, армия все еще жила по военному времени, продукция поставлялась всё так же в соответствии с планами, перегоны продолжались… И тогда, в октябре 1945-го эти летчики отогнали самолеты из Иркутска (с авиазавода. – Авт.) в Москву и возвращались на одном самолете-«транспортнике». И «транспортник» разбился.
— Почему?
— … это были опытнейшие люди. Но не всё решало качество пилотов, матчасть… На трассе были очень тяжелые погодные условия – летом сплошной дым от пожаров лесных, осенью, зимой, весной – туман. В таком тумане и у Пезаса они могли запросто въехать в вершину горы…
С 1941 по 1945-й только в Красноярском крае произошло порядка 67 авиакатастроф (на перегонах и не только…), погибло 125 человек летного состава. Нами уже поставлено 29 памятников на местах авиакатастроф, с захоронением экипажей. И у вас, в Кузбассе, тоже было не одно и не два крушения разных самолетов в те годы…
— А разбившийся у Пезаса «Дуглас» мог быть какого качества?
— Очень высокого.
-А мог в катастрофе у Пезаса кто-то уцелеть?
— Думаю, нет… Катастрофа произошла уже сибирской зимой, в октябре в горах всегда большой снег.
— Там снег обычно с 10 сентября примерно, — пояснит так же кузбасский профессиональный охотник Геннадий Фадеенко, не раз бывавший на Тыдыне. – Я тоже, и давно, слышал: кто-то с этого самолета, разбившегося на Тыдыне, выжил… Маловероятно, но… Бывает изредка осень, когда снег смывается дождями, и в начале октября лежат лишь «заплатки»…
— И в ту осень большой снег выпал после того, как нашли парня с самолета, — добавит позже пезасская бабушка Сыромукова Степанида…