Из забоя на пленэр
Шахтёр из Полысаева после выхода на пенсию раскрыл в себе талант живописца. Сейчас его полотна известны не только в Кузбассе, но и далеко за пределами нашего региона.
Творческая жилка
В школьные годы Геннадий Бедарев занимался в художественной студии. В родне считали, что творческую жилку он унаследовал от своей матушки Анастасии.
«Мамы не стало, когда мне исполнилось два с половиной года. Ей было всего тридцать три… Говорят, что мама тоже неплохо рисовала. К сожалению, ни одного рисунка не осталось. Но зато сохранились ее великолепные вышивки, шитьё – шторы, скатерти, покрывала», – рассказывает Геннадий Николаевич.
Он коренной житель Полысаева. Сейчас ему 73 года, на пенсию вышел в 65. Признается, что за долгие годы работы шахта стала для него «своей». На «Октябрьской» он трудился и горным мастером, и механиком участка, и главным энергетиком. А общий его трудовой стаж – более 40 лет. Бедарев – ветеран труда, награжден знаком «Шахтёрская слава» III степени.
О своем прежнем творческом увлечении ветеран вспомнил, когда его внук Влад пошел учиться в художественную школу. Кстати, наделен талантом живописца и сын Геннадия Николаевича Игорь. Несколько лет назад в городе даже состоялась выставка, на которой были представлены полотна отца, сына и внука. Но ни один из членов семьи не занялся живописью профессионально (впрочем, и по стопам старейшины рода – на шахту – его потомки не пошли).
Сколько картин Геннадий Николаевич создал, он не считал, но количество работ исчисляется уже сотнями. Чаще всего автор дарит их родным и друзьям, что-то пишет на заказ, но выставлять на продажу никогда и в мыслях не было. Например, как-то принёс в подарок дочери Ольге пейзаж с берёзками, работа приглянулась ее знакомой – так щедрый живописец повторил сюжет и для неё.
Все картины у Геннадия Бедарева крупного формата. Написаны маслом, акварель он оставил в прошлом. Первые результаты кропотливого творчества были обрамлены в обычные рамки, а сейчас художник отдает предпочтение благородному багету. Цвета для сюжетов выбирает только яркие, жизнеутверждающие.
«Стараюсь никогда не использовать в своих работах чёрный, – признается автор. – А если без этого цвета всё же не обойтись, тогда приходится его разбавлять, делать менее мрачным».
Возможно, поэтому у него нет ни одной картины, посвященной тяжелому горняцкому труду. Портреты шахтёров есть, а вот художественных размышлений на тему работы в забое нет. Много в его жизни было страшных, трагичных эпизодов, связанных с шахтой, о которых он редко кому рассказывает. Но вспоминает, что когда еще юношей начинал работать, лавы называли деревянными. Потом внедрили первые комплексы. Техника постоянно модернизировалась, трудиться становилась немного легче.
«В первых комплексах было много ручного труда, – объясняет Геннадий Николаевич. – А сейчас если сравнить, то много нужно умственно работать, потому что практически всё автоматизировано».
И еще будучи молодым шахтером, он слова своего тестя и наставника Александра Никифоровича Столярова воспринял как кредо на тяжелом поприще: «Не паникуй!». Этим и руководствовался в сложные моменты.
Нет у Бедарева на полотнах и никого из семьи. На то есть своё объяснение.
«Просто я суеверный человек, – улыбается художник. – В народе говорят, что не следует писать ближних людей своих, а то будет им горе».
Муза, вдохновляющая уже полвека
Со своей будущей супругой Тамарой Александровной Геннадий Николаевич познакомился в юные годы, на танцах в клубе. И с тех пор влюблённые уже не расставались. В официальном браке они живут более 50 лет. Именно супруга и стала преданной музой самодеятельного живописца.
Пейзажи Бедарев пишет и по фотографиям, и устраивает себе одиночные выездные пленэры.
«У меня есть машина, поэтому написание очередного пейзажа превращается для меня не просто в творческий процесс: появляется повод съездить на природу. Да и мне неинтересно рисовать городские пейзажи», – признается самородок.
На создание одной картины у него уходит около двух месяцев.
«Пишу в удовольствие, мне некуда и незачем спешить, – уточняет Геннадий Николаевич. – На свежем воздухе я делаю эскизы. Нужно, чтобы краска высохла. Нужно время, чтобы она схватилась. На один слой потом накладываю еще слой».
Художественное творчество Бедарева знают не только на малой Родине, но и в других регионах нашей страны. Почти каждый год он принимает участие в выставках-конкурсах и получает призовые места. Вот парнишка бежит по траве, а в руках у него цветы-огоньки для любимой мамы. Рядом картина, на которой запечатлен тихий осенний лес, приготовившийся к зимнему сну. А вот яблоки, случайно рассыпанные хозяйкой… Сюжетов у Бедарева много. Но все они словно пропитаны солнцем, так и хочется зажмуриться от удовольствия, погреться под тёплым потоком лучей.
Примечательно, что никто из коллег-шахтеров долгое время не знал об увлечении Геннадия Бедарева. Но однажды он показал товарищам одну из своих работ под названием «День и ночь», и тут уж никто не остался равнодушным. Как вспоминает сам художник, одни стояли молча, другие подшучивали, третьи рассматривали картину придирчиво. Но все были поражены: столько лет вместе работать и так тщательно скрывать свои интересы! А он просто человек такой скромный.
Да, добавим от себя, скромный, но волевой, целеустремленный. Это прослеживается и в каждой из его живописных работ.