«Плато» или «качели»?
Во вторую декаду июля число вылечившихся от коронавирусной инфекции в Кузбассе в течение пяти дней превышало число новых случаев заражения. Плюс к тому был еще один день, когда «дебет» с «кредитом» сравнялись. Означает ли это, что наш регион вышел на так называемое «плато», после которого начнется долгожданное снижение заболеваемости COVID-19?
Профилактика по-прежнему в тренде
Справедливости ради отметим, что в июне в Кузбассе тоже были аналогичные дни. Но тогда их было всего четыре за целый месяц. А сейчас – шесть за десять дней! Неужели наконец-то можно выдохнуть и порадоваться, что эпидемия в нашем регионе если и не готова пойти на спад, то хотя бы достигла своего пика?
«Такая реакция преждевременна, – считает начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области Маргарита Новоселова. – Термин «плато» в официальных нормативных документах вообще не используется. Специалисты говорят о стабилизации ситуации – тогда, когда в течение определенного времени отмечается примерно одинаковое количество новых случаев заражения за сутки, после чего начинается снижение. Этого в Кузбассе пока что не наблюдается. (За последний месяц область действительно опускалась с 75 случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией за сутки до 28 случаев, затем опять был подъем до 77 случаев, после – небольшой спад до 45, и снова рост. – Ред.) Июнь-июль вообще дали нам более 70% от общей заболеваемости, зарегистрированной в регионе. И пока невозможно прогнозировать, когда все стабилизируется.
Ожидалось, что вторая волна эпидемии COVID-19 в России начнется осенью. Однако мы сейчас вновь начали регистрировать завозные случаи у кузбассовцев, которые возвращаются после отдыха в других регионах России. Поэтому нужно и дальше соблюдать меры безопасности, которые действуют в регионе уже несколько месяцев. Я имею в виду соблюдение социальной дистанции, ношение защитных масок в общественных местах и в транспорте. Тогда мы и дальше сможем держать ситуацию под контролем и не допустить взрывного роста эпидемии».
Сгладили и растянули
С эпидемиологом согласна и главный специалист по инфекционным болезням регионального минздрава Ольга Бородкина:
«Благодаря жестким мерам профилактики, принятым в Кузбассе после регистрации первых случаев заражения, нам удалось сгладить подъем заболеваемости на начальном этапе. За счет этого мы успели подготовить достаточное количество специализированных коек, в том числе – с кислородной поддержкой, для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. А это позволило избежать взрывного роста летальности среди больных. Но эти же меры профилактики и «растянули» эпидемию во времени. Это, так сказать, две стороны одной медали, объективно взаимосвязанные.
Делать выводы о стабилизации обстановки, опираясь на данные за десять дней, преждевременно. Все может в любой момент измениться. Рост заболеваемости остановится тогда, когда в обществе выработается коллективный иммунитет. То есть когда появится достаточная прослойка населения, имеющего антитела к COVID-19 – в результате уже перенесенного заболевания или в результате вакцинации.
В Кузбассе критерием для выписки пациента из стационара является двукратный отрицательный результат теста на COVID-19, при условии, что повторное исследование проводилось с интервалом в один день. Кто-то из больных выделяет коронавирус несколько дней, а кто-то – месяц, и ни тяжесть заболевания, ни внешние условия на это не влияют. Поэтому и статистика выздоровлений непредсказуема. А вот статистика заболеваемости во многом действительно зависит от осознанных действий каждого из нас».
Госпитализация по суду
Напомним: в отличие от некоторых других регионов РФ, в Кузбассе коечный фонд позволяет обеспечить госпитализацию всех пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Такой подход позволяет не только профилактировать развитие осложнений у выявленных больных и вовремя реагировать на ухудшение их состояния, но и сдерживает распространение эпидемии. На практике часть пациентов с легкой и средней формой заболевания изъявляют желание лечиться дома. Реализуют, так сказать, свое право выбора. Законом это не запрещено.
Однако в тех случаях, когда отказ от госпитализации угрожает здоровью окружающих, пациента могут направить в стационар по суду. В Кузбассе такие эпизоды, увы, не единичны.
В Управлении Роспотребнадзора по Кемеровской области уточнили, что подобные дела суды рассматривают очень оперативно. И привели два «громких» примера принудительной госпитализации. В первом случае прилетевшая из-за границы семья с годовалым ребенком была помещена в обсерватор в Кемерове. Когда у малыша появилась симптоматика COVID-19, маме вместе с ним предложили перевод в инфекционную больницу. Родители отказались. Но оставлять пациента с подозрением на коронавирус в обсерваторе персонал не имел права. И специалисты Роспотребнадзора обратились с иском в судебные органы.
Второй случай имел место в Прокопьевске. Молодой женщине, матери двоих детей, участковый врач разрешил лечить легкую форму COVID-19 амбулаторно. Однако соседи по подъезду возмутились тем, что она нарушает карантин и выходит из квартиры. Когда один из соседей заразился, вмешались представители Роспотребнадзора. Женщину по решению суда госпитализировали, мужа с детьми отправили в обсерватор, а весь подъезд закрыли на карантин. Развитию добрососедских отношений все это вряд ли способствовало…