Актуальное

Бизнес выходит из тени

16 июля 2020 | Валентина Акимова
фотограф, налог для самозанятых

За первую декаду июля статус самозанятых оформили порядка 1500 кузбассовцев.

 

Есть основания полагать, что случаев незаконного предпринимательства в нашем регионе в ближайшее время станет меньше.

Собственно, тенденция в этом сегменте рынка и до введения в Кузбассе налога на профессиональный доход для самозанятых (с 1 июля текущего года) была оптимистичной. В том смысле, что «теневой» бизнес и так с каждым годом всё активнее выходил у нас в «светлую» зону. Вот цифры. В 2017 году сотрудники кузбасской полиции выявили и пресекли 1203 случая незаконной предпринимательской деятельности, в 2018-м – 789 случаев, в 2019-м – 473. А за первое полугодие текущего года в поле зрения правоохранительных органов попали всего 229 «нелегалов».

«Существует ряд признаков, по которым бизнес может быть признан нелегальным, – конкретизирует начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Кемеровской области Игорь Ситдиков. – Например, деятельность осуществляется без регистрации физического или юридического лица в налоговых органах. Или у предпринимателя отсутствует лицензия, хотя по закону данный вид бизнеса подлежит обязательному лицензированию. Или фактическая деятельность не соответствует той, что заявлена в документах: вместо пошива одежды ИП занимается разведением животных или реализацией алкоголя… В зависимости от вида незаконного предпринимательства и от полученной за год суммы нелегального дохода предусмотрена административная или уголовная ответственность».

Так, в соответствии со статьёй 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ предприниматель, осуществляющий деятельность без регистрации в качестве ИП или юрлица, может быть подвергнут штрафу в размере от 500 рублей до 2 тысяч. Если эта деятельность подлежит обязательному лицензированию, штраф для граждан увеличивается до 2000–2500 рублей, для должностных лиц – до 4–5 тысяч рублей, для юридических – до 40–50 тысяч рублей. Ну а в случае если незаконная деятельность осуществлялась с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензированием, штраф для юрлица может подскочить и до 200 тысяч.

Налоговый кодекс РФ также стоит на страже закона: статья 116 грозит предпринимателю штрафом до 40 тысяч рублей (или в размере 10 % от полученного дохода) за нарушение сроков регистрации в налоговых органах и получение прибыли без регистрации.

За причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо за извлечение дохода в размере более 1,5 миллиона рублей в год нелегал может понести уже уголовную ответственность.

Выход кузбасского бизнеса из тени отчасти объясняется активным использованием перечисленных «кнутов». В 2017 году, например, незаконные предприниматели, выявленные в ходе различных проверок, были подвергнуты административным штрафам на общую сумму около 14 миллионов рублей. В прошлом году суммарный размер штрафов уменьшился до 580 тысяч рублей. А в первом полугодии текущего года и вовсе составил лишь порядка 160 тысяч.

Общий курс на либерализацию наказания, принятый в России, побуждает кузбасских законников в некоторых случаях прекращать уголовные преследования обвиняемых. Так, в 2020 году Осинниковский городской суд Кемеровской области освободил от уголовной ответственности директора частной охранной фирмы, работавшей без лицензии. В качестве меры наказания мужчине назначили судебный штраф в размере 100 тысяч рублей.

С 1 июля текущего года закон стимулирует кузбасских предпринимателей к выходу из «серой» зоны ещё и «пряником» – специальным налоговым режимом для самозанятых. Налог на профессиональный доход имеет низкую фиксированную ставку: 4 % от полученной суммы, если заказчиком выступило физическое лицо, 6 % – если предприятие или организация. И не предполагает никаких других обязательных отчислений в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха и Фонд обязательного медицинского страхования.

Правда, для того, чтобы получить статус самозанятого, нужно соответствовать ряду условий. Доход от предпринимательской деятельности не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Не должны привлекаться наемные работники. И вид деятельности не должен входить в перечень исключений.

До введения в Кузбассе налога на профессиональный доход у нас было зарегистрировано более 2 500 самозанятых, осуществлявших свою деятельность в других регионах России. За первую декаду июля их армия увеличилась на полторы тысячи человек, работающих в пределах области. Процесс пошел.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс