Неразлучные напарники
Полицейский-кинолог кузбасской транспортной полиции Максим Иванов – мужчина ответственный и серьёзный. Вместе с бельгийской овчаркой Жиганом Лимоном старший прапорщик несёт службу на объектах транспорта Кемеровской области. В силу природной скромности Максим особо не рассказывает об успехах своего подопечного, но для газеты «Кузбасс» сделал исключение. Ведь в работе профессионально спаянного тандема найдётся немало интересных и впечатляющих моментов.
Кинологу с собакой люди доверяют
В Международном аэропорту Кемерова имени Алексея Леонова воздух дрожит от витающего в нём напряжения. 144 пассажира борта Кемерово – Москва, который с минуты на минуту должен лететь в Домодедово, а также лётный экипаж и сотрудники аэропорта, – все выведены за пределы воздушной гавани в безопасное место. Эвакуация связана с нештатной ситуацией: один из пассажиров самолёта сообщил бортпроводнику, что в его ручной клади находится взрывное устройство.
Позже весьма нетрезвый пенсионер будет глубоко раскаиваться в неосторожно брошенном высказывании, которое допустил, будучи раздосадованным требованием экипажа убрать рюкзак из прохода самолёта. Он полностью возместит немалый ущерб, причинённый авиакомпании за задержку рейса, заплатит штраф, назначенный судом как обвиняемому в заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Но сейчас сотрудники транспортной полиции, ФСБ, МЧС и других силовых структур региона отрабатывают связанный с угрозой протокол. Их взгляды обращены на кинолога транспортной полиции Максима Иванова, которому вместе с бельгийской овчаркой предстоит обследовать опасный багаж, самолёт и всю территорию аэропорта.
Малинуа (так ещё называют бельгийских овчарок) Жиган Лимон, повинуясь почти невидимым указаниям своего наставника, работает энергично и в то же время спокойно. Обнюхивает злополучный рюкзак и выказывает готовность перейти к следующему объекту. Затем напарники сантиметр за сантиметром проверяют самолёт, обходят всю территорию воздушной гавани. Жиган двигается ритмично и последовательно, нигде не «зависая», значит, его ничего не настораживает. Максим возвращается к ожидающим его коллегам и рапортует: «Взрывных устройств и взрывчатых веществ не обнаружено». Сапёры досматривают сумку и подтверждают отсутствие опасности. Пассажиры занимают свои места в самолёте, а резко протрезвевший шутник отправляется в дежурную часть линейного отделения полиции. Впереди у него административный арест и уголовное дело.
Этот инцидент случился в прошлом году. К счастью, таких «боевых» выходов в 17-летней практике работы старшего прапорщика полиции наберётся едва ли десяток, но он со своим верным четвероногим коллегой готов в любой момент выдвинуться на передовой рубеж. Только за прошлый год умения собаки применялись для охраны порядка и поиска оружия более 800 раз.
«Люди очень доверяют кинологу со служебно-разыскной собакой, – рассказывает старший прапорщик полиции Кузбасского ЛУ МВД России Максим Иванов – Поэтому специалисты нашей профессии просто обязаны делать всё возможное и невозможное для предотвращения угроз».
Миттельшнауцер вместо дога
Как и многие его коллеги, Максим Иванов превратил своё увлечение собаками в профессию.
«Я не мечтал с детства стать кинологом, – смеётся старший прапорщик полиции. – Но, подобно герою сказки «Малыш и Карлсон», очень хотел собаку и просил у мамы завести дога. В шестом классе вместо пса «представительского класса» мама подарила мне компактного миттельшнауцера. Я начал воспитывать нового друга и так увлёкся процессом, что, когда повзрослел, занялся этим профессионально. В 2003 году поступил на службу во вневедомственную охрану. Моей первой напарницей стала немецкая овчарка Ирма, потом её сменил лабрадор Сабрина».
В Кузбасской транспортной полиции, где Максим трудится уже семь лет, его питомцами стали и собаки мужского пола с суровым характером. С первым из них – «немцем» по кличке Боярд Абвер Рицци Максим прошёл курсы повышения квалификации в Уфе и стал дополнительно тренировать подопечного по защитно-караульной службе, которая через несколько лет (в 2017 году) вошла в обязательную программу подготовки служебно-разыскных собак в системе МВД России.
«Защитно-караульная служба или коротко ЗКС – серьёзная дисциплина, включающая в себя задержание, охрану и конвоирование фигуранта, – рассказывает Максим Иванов. – Фигурантом называют человека, который помогает дрессировщику-кинологу подготовить собаку. Это высококлассный специалист, умеющий выявить темперамент животного и способность вести борьбу с человеком, научить собаку не просто кусать или травмировать преступника, а грамотно удерживать его до команды наставника. Это только в глазах непосвящённого человека фигурант – «злоумышленник» со специальным рукавом или в полном защитном костюме, на котором собаку учат «кусаться».
Потомственный «полицейский»
Тренировать по ЗКС (как и по основному направлению – поиску взрывчатых веществ и взрывных устройств) своего нынешнего напарника Жигана Максим начал, как говорится, с младых ногтей. Жиган Лимон – потомственный «полицейский», он появился в питомнике пять лет назад от другого четвероногого служителя правопорядка, прославленного малинуа Эльдара Аллинка. Своим эпатажным именем Жиган обязан заводчице. В среде собаководов принято придумывать имена щенкам одного помёта на определённую букву, детям Эльдара досталась буква «ж». Зная о профессиональной принадлежности отца щенков, владелица помёта решила пошутить и назвала одного из них Жиганом Лимоном. И отчасти собака оправдывает свой песенно-лирический образ. Она очень обаятельная, энергичная и умная, поэтому Максим довольно рано начал делать со своим питомцем пробные выходы на службу. Ещё будучи щенком, Жиган безошибочно «унюхал» целый арсенал охотничьих патронов, которые их владелец прятал от посторонних глаз в старенькой стиральной машинке.
– Малинуа – удивительная порода, – рассказывает Максим Иванов. – Эти овчарки схватывают науку на лету, хорошо запоминают и долго держат в памяти. Но регулярные тренировки в любом случае необходимы, это залог укрепления и развития интеллектуальной и физической формы собаки, особенно той, чья специализация связана с повышенным риском. Если полицейский пёс не найдёт наркотики, ничего фатального не случится, а если он не обнаружит взрывчатку – может произойти трагедия».
Именно поэтому Максим постоянно «прогоняет» своего напарника по всему курсу обучения. Жиган обыскивает автомобили и помещения, ищет запаховые имитаторы взрывчатых веществ на карусели – специальной конструкции из десятка ящиков, в одном из которых находится «опасное» вещество, после неё переходит на более сложный объект – стенку с отверстиями, в которые также заложена колба с имитирующим запах взрывчатки препаратом.
Сейчас пятилетний Жиган с азартом осваивает новое направление – мондьоринг – одно из спортивных направлений дрессировки. Это вариант соревнований, состоящий из большого количества сложно скомпонованных между собой элементов. От собаки одновременно требуется проявление ловкости, смелости, сообразительности, а также высокого уровня автоматизма действий, достигаемых долгой и упорной дрессировкой.
«Самый сложный элемент мондьоринга – задержание фигуранта, – рассказывает Максим Иванов. – Собака должна иметь железную выдержку, чтобы, с одной стороны, не реагировать на провокационные действия фигуранта, который может обходить её вокруг или падать, с другой – не бояться его задержать, когда он замахивается палкой или даже бросает в собаку какие-то тяжёлые предметы. Жиган «кусается» очень хорошо, демонстрируя большой потенциал. Но, конечно, нужно ещё много трудиться, чтобы достичь вершины профессиональных высот».
Жиган осваивает и вполне мирные трюки, например, танцует вальс и ходит «паровозиком»: наставник изображает локомотив, а его питомец, положив передние лапы ему на плечи, следует за кинологом на задних, изображая подвижной состав. В марте нынешнего года Максим и Лимон стали финалистами фестиваля самодеятельного творчества Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу. Служебный тандем был признан лучшим в номинации «Оригинальный жанр «Дрессура».