ВИЧ и COVID: удвоенная защита
В настоящее время в Кузбассе более 30 тысяч человек живут с ВИЧ. Счет умерших за весь период выявления этой инфекции в нашей области тоже, к сожалению, идет не на десятки. И в воскресенье 17 мая человечество в очередной раз отметит День памяти жертв СПИДа…
Что делается для того, чтобы сберечь жизни ВИЧ-положительных кузбассовцев в условиях пандемии COVID-19?
Лучше перестраховаться
В начале апреля нынешнего года Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом разместил на своем сайте информацию о том, что пока нет данных о более высокой частоте заражения коронавирусом среди людей, живущих с ВИЧ. Равно как и об особенном течении «корона-инфекции» у этой группы пациентов по сравнению с другими людьми. Но при этом не исключается, что сниженный из-за ВИЧ иммунитет или отсутствие специфической антиретровирусной терапии могут повышать у них риск развития более тяжелой формы COVID-19 и чаще приводить к осложнениям. Тем более что среди ВИЧ-положительных есть и возрастные граждане, и те, кто уже страдает от болезней сердца или легких…
«Поэтому мы приняли дополнительные меры безопасности, направленные как на защиту самих пациентов, так и на профилактику заноса инфекции в медицинские организации, оказывающие им лечебно-диагностическую помощь, – подчеркивает министр здравоохранения Кузбасса Михаил Малин. – В частности, всем без исключения кузбассовцам с ВИЧ антиретровирусные препараты выдаются на три месяца и более. А детям, беременных женщинам, пациентам старше 60 лет и всем, у кого уровень клеток CD4 составляет менее 350 единиц в миллилитре крови, их доставляют на дом (клетки CD4 отвечают за состояние иммунитета, у здорового человека в одном миллилитре крови содержится 800-1200 тысяч таких клеток. – Прим. ред.). Кроме того, на входе в медучреждения организован фильтр: проводится термометрия пациентов, сбор эпиданамнеза. Температурящие люди в здание не допускаются, АРВ-препараты им также доставляют домой или, при госпитализации, в стационар».
Вирус против вируса?
С ВИЧ-инфекцией человечество знакомо уже более 30 лет. За это время, благодаря прогрессу медицины и фармацевтики, она превратилась из смертельного заболевания в хроническое. И контролируется сегодня так же, как гипертония или сахарный диабет. Но при условии, что человек пожизненно принимает назначенные ему препараты. Повысил ли коронавирус ответственность ВИЧ-положительных кузбассовцев за выполнение назначений врача?
«Приверженность к лечению оценивается по достижению пациентом неопределяемой вирусной нагрузки через двенадцать недель от начала лечения и сохранению этого параметра в процессе дальнейшей терапии, – поясняет главный специалист Кузбасса по инфекционным болезням Ольга Бородкина. – Первый случай COVID-19 был зарегистрирован в Кемеровской области 13 марта, то есть девять недель назад. Так что на сегодняшний день у нас нет достоверных данных о влиянии эпидемии коронавируса на выбор пациентов и на их способность соблюдать режим антиретровирусной терапии».
ЮНЭЙДС (программа Организации объединенных наций по противодействию СПИДу) поставила целью к 2030 году в глобальном масштабе покончить с эпидемией СПИДа. Чтобы ее достичь, необходимо решить промежуточные задачи. В частности, к 2020 году охватить АРВ-терапией 90% людей, живущих с ВИЧ во всем мире.
В 2016 году Россия утвердила собственную государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции. Она также установила целевой индикатор: до конца 2020 года предоставить доступ к лечению не менее 90% ВИЧ-положительных граждан.
«В Кузбассе на 1 мая охват составил 75% от всей диспансерной группы», – отмечает министр здравоохранения региона Михаил Малин.
В целом по стране, по данным Роспотребнадзора, охват лечением в 2019 году был ниже: 69% от общего числа пациентов, состоявших на диспансерном наблюдении.
Перераспределение ресурсов
Одна из первых кузбасских лабораторий по диагностике COVID-19 была открыта на базе Кемеровского областного СПИД-центра. Не снизило ли это доступность своевременного выявления ВИЧ? Ведь часть специалистов переключилась на тестирование коронавирусной инфекции.
«Лабораторные исследования на ВИЧ-инфекцию продолжаются и сегодня – в иммунологической лаборатории центра. А диагностика COVID-19 выполняется в ПЦР-лаборатории с отдельным входом,– уточняет министр Малин. – Кроме того, тестирование на ВИЧ проводят еще 34 лаборатории Кузбасса.
Эпидемическая заболеваемость – это всегда форс-мажор и дополнительная нагрузка на здравоохранение. Необходимость организовать в регионе диагностику коронавирусной инфекции потребовала перепрофилировать лаборатории не одного, а восьми учреждений. Помимо СПИД-центра, исследования на COVID-19 проводят сегодня Кемеровский областной кожно-венерологический диспансер, Новокузнецкая горбольница №1, Междуреченская горбольница, Центр охраны здоровья шахтеров, областная инфекционная больница, медсанчасть ГУФСИН, Центр гигиены и эпидемиологии по Кемеровской области. Для решения кадровой проблемы был мобилизован кадровый резерв. Его составляют специалисты по лабораторной диагностике, прошедшие в системе непрерывного образования Минздрава переподготовку по выявлению COVID-19».
Вынужденные ограничения
Тем не менее, коронавирус повлиял на все сферы жизни в Кузбассе. И профилактика ВИЧ – не исключение. Так, с 1 апреля в области приостановлена программа низкопорогового скрининга. Реализовать ее позволял передвижной пункт медосвидетельствования на ВИЧ. Развернутая на его базе лаборатория экспресс-тестирования по графику выезжала в разные территории и на предприятия Кузбасса. Любой желающий мог анонимно, без всяких документов провериться здесь на инфекцию.
В прошлом году на мобильный пункт обратились 10970 жителей региона. У 261 обследованного тесты выявили ВИЧ. При этом абсолютно все обратившиеся получили дотестовую и послетестовую консультацию специалиста СПИД-центра. И, возможно, в дальнейшем изменили свое поведение на менее рискованное.
В областном СПИД-центре врачи теперь принимают по записи лишь пациентов из определенных групп. Сюда относятся беременные женщины и дети, первичные пациенты с недавно установленным диагнозом ВИЧ-инфекция, пациенты с жалобами, которым требуется консультация инфекциониста, а также живущие с ВИЧ кузбассовцы, у которых запаса лекарств осталось менее чем на две недели.
Приостановлен и плановый забор крови: анализы выполняют лишь лицам, впервые взятым на диспансерное наблюдение, и тем, кому в связи с проблемами требуется замена антиретровирусных препаратов.
Специалисты СПИД-службы осваивают новые форматы общения с пациентами: проводят видеоконсультации по WhatsApp, отвечают на вопросы жителей в социальных сетях ВКонтакте и Instagram…
Впрочем, все эпидемии имеют свойство в конце концов сходить на нет. В странах, куда COVID-19 пришел раньше, чем к нам, уже отмечается устойчивый спад заболеваемости. И в России будет так же.
А уже сейчас у ВИЧ-позитивных кузбассовцев есть неоспоримое преимущество перед всеми остальными. Они имеют многолетний опыт устойчивости и выживания в режиме «вопреки и невзирая» (ведь стигма и дискриминация по отношению к таким людям в обществе, увы, не искоренены). И в условиях нынешнего кризиса им проще опереться на богатую общую историю взаимной поддержки и самопомощи.
СПРАВКА
По данным Роспотребнадзора, на конец 2019 года в России проживало 1068839 человек с лабораторно подтвержденным диагнозом «ВИЧ-инфекция». К наиболее пораженным регионам (более 0,5% населения) относятся 22 субъекта РФ, список которых возглавляет Кузбасс.
В масштабах страны две трети заражений приходится сегодня на сексуальные контакты (в Кузбассе – почти 71%). При этом ВИЧ всё чаще выявляется в более возрастных группах. Так, в России в прошлом году 71% всех новых случаев был зарегистрирован среди лиц 30-50 лет. В нашей области на этот возрастной промежуток пришлось 72% заражений. А среди кузбассовцев в возрасте 55 лет и старше ВИЧ-инфекция была диагностирована у 332 человек…