«Мой дед»
Во время Великой Отечественной войны все мои прадеды воевали. Моя прабабушка часто рассказывает мне о своем отце – ветеране войны Шеметове Петре Владимировиче, удостоенном медалей «За боевые заслуги», «За оборону советского Заполярья». Это мой прапрадед (дальше я его буду называть «мой дед»).
Он родился в 1902 году в рабочей семье, но получил образование, работал директором школы в рабочем поселке.
В первые дни войны он ушел на фронт, оставив дома жену и четверых детей. Моя прабабушка часто рассказывает мне, как они выживали в тылу, работали с утра до ночи всей семьей. Чтобы не умереть с голоду, выращивали картошку, все овощи, просо, гречиху. Перекапывали десятки соток земли, сажали, потом поливали огород, носили воду с водокачки. При этом ели лебеду, крапиву, дикий зеленый лук, колбу, солодку и мечтали о хлебе.
Моему деду повезло остаться в живых и вернуться с фронта ровно через четыре года – 2 сентября 1945-го, в день окончания второй мировой войны, в день победы над Японией. Дед сразу пошел работать и трудился без отпусков, ведь надо было поднимать детей. Только не очень долго удалось ему прожить, он умер, как в бою, стоя, на ходу, за работой. Упал и умер: остановилось сердце.
Как и все фронтовики, он не любил рассказывать о войне, уходил от расспросов, стиснув зубы, отворачивался. Но все-таки за несколько лет кое-что рассказал. Однажды они, трое связистов, должны были пройти по минному полю, чтобы восстановить связь. Шли строго друг за другом, ступая след в след. Больше всех, конечно, рисковал первый, другие шли по его следу. Когда дед шел первым, вдруг сзади раздался взрыв, его товарища разорвало в клочки. А дело всё в том, что у него был большой размер ноги, и краем сапога он наступил на мину…
Недавно одна из внучек моего деда нашла в интернете статью о нем во фронтовой газете за 1942 год. Там говорится, что мой дед был отличником боевой и политической подготовки, отлично владел аппаратурой связи. Боевые задания выполнял быстро, четко и своевременно. В процессе боя он обслуживал линию связи полка бесперебойно, под огнем противника продолжал исправлять повреждения в линии. А когда его подразделение попало в окружение, он пошел с оружием в руках в атаку на врага, с боем вышел из окружения и привел при этом в часть двоих раненых товарищей, принес винтовки свою и товарищей, телефонный аппарат. Несколько суток они шли по бездорожью без воды и еды, ночевали в лесу на земле. В одну из ночей наткнулись на спящих солдат и легли рядом с ними спать. А утром увидели, что солдаты-то мертвые!
Мой дед был грамотным человеком, красиво и грамотно писал и потому помогал командованию вести документацию в штабе полка. Иногда ему удавалось сэкономить листок бумаги, и он вместе со своим письмом семье присылал этот листок, чтобы детям было на чём написать ответное письмо.
На войну мой дед уходил молодым, здоровым, с большой шевелюрой кудрявых волос, а вернулся усталым, худым, седым. За спиной у него был тощий вещмешок. В подарок детям он привез по цветному карандашу, но они были такими твердыми, что рвали бумагу. Но главное – он вернулся!
Дед обладал большим чувством юмора, которое даже за четыре года войны не пропало. В письмах с фронта он уверял семью, что у него всё хорошо, и что скоро он вернется домой. С ним всегда было весело. До 1947 года голод был такой же, как в войну. А он всё шутил, веселил свою семью, придумывал всем смешные, ласковые прозвища.
В честь своего отца моя прабабушка назвала своего первого внука – это мой папа, он тоже Петр Владимирович. Мы никогда не должны забывать наших ветеранов. Их становится все меньше и меньше… Вечная память ушедшим и низкий поклон ныне живущим ветеранам.
Пётр Репников,
12 лет.
г. Кемерово.