Баланс на дистансе
Онлайн-обучение вошло в жизнь каждой семьи, где есть школьники, сурово и неотвратимо. А поскольку это не было нашим добровольным выбором, многие волнуются и негодуют. О том, как пережить этот нелегкий период, говорим сегодня с кемеровчанкой Еленой Орловой, педагогом-психологом, медиатором.
– Елена, чувства сопротивления и тревоги, которое испытывают сейчас ученики и родители, – это нормально?
– Нормально. Но если рассуждать о возможных альтернативах (таких, как перенос летних каникул или вовсе отсутствие образовательного процесса), то дистанционное обучение – это наилучший вариант, который позволяет продолжить обучение детей и дать возможность всей системе образования реализовывать свою функцию. Кроме того, карантин пройдет, а все навыки и наработки дистанса останутся с нами. Это позволит при длительных больничных при травмах у детей, или возникновении иных ограничений не выпадать из образовательного процесса. Также можно будет значительно расширить возможности обучения и преподавания для всех участников процесса.
– В любом случае, обучение уже началось. Что делать в первую очередь?
– Наша задача – как можно легче адаптироваться к новым условиям и получить от них максимум пользы. В первую очередь, создайте условия для комфортного обучения дома: рабочее место, наличие необходимого оборудования, доступа к интернету, программного обеспечения. Помогите ребенку сделать рабочее пространство не только функциональным, но и удобным. Ученик должен иметь возможность регулярно проветривать помещение с соблюдением всех норм безопасности. Убедитесь, что все необходимые программные продукты и оnline-платформы полноценно работают, а ребенок самостоятельно способен ими пользоваться. Пусть все логины и пароли будут записаны и всегда находятся рядом с рабочим местом. Составьте вместе расписание с учетом предложенного педагогами школы и проговорите, как важно соблюдать режим работы и отдыха. Можно воспользоваться приложениями, в которые будет внесен план на день.
– Для самостоятельного обучения требуется высокий уровень самоорганизации, который не сильно-то сформирован у учеников начальной школы…
– Да, дети до двенадцати лет сильнее нуждаются в помощи взрослых.
– Как в такой ситуации не превратиться в надзирателя?
– Следует не только составить расписание, но и договориться о способах самоконтроля. Например, ребенок самостоятельно просматривает расписание и отмечает: что сделано полностью, а в чем нужна помощь родителей или педагога. Вместо запроса «Неси тетради на проверку» спросите: «Нужна ли помощь?». И постарайтесь именно помочь, а не решить вопрос за ребенка, вместе рассуждайте.
Также оговорите со своим чадом заранее, как ему поступать в ситуации выхода из строя оборудования, отсутствия интернета. Нужно быть готовым к тому, что различные сбои неизбежны. Поэтому спокойно отнеситесь, если по каким-либо причинам ребенок не выполнил задания. Просто помогите отредактировать план на предстоящий день с учетом дополнительной нагрузки. Постарайтесь максимально вовремя делать все задания, не оставляя на ваш выходной – этот вариант неудобен всем. Полноценные выходные дни необходимы в условиях адаптации как никогда. Обращайте внимание в первую очередь на позитивные моменты: ежедневно интересуйтесь у ребенка, что интересного и необычного, а возможно, и забавного, произошло за время обучения сегодня. И да, помогайте не только своим детям, но и другим родителям и учителям, это позволит поддержать положительный настрой всего коллектива, что положительно скажется на адаптации каждого участника процесса.
– А педагогам что посоветуете? У них сейчас тоже непростое время.
– А педагогам хочется выразить особые слова поддержки. Сейчас они в условиях ограниченных ресурсов в сжатые сроки вынуждены выстраивать образовательный процесс, делать его максимально эффективным. А для этого должны быть выбраны из всех образовательных онлайн-платформ самые интересные и информативные, а также наиболее приближенные к той программе, по которой дети занимались ранее.
– Ведение онлайн-уроков наверняка имеет ряд особенностей. Каких именно?
– Конечно. Все педагоги знакомы и успешно применяют навыки передачи знаний, создавая рабочую атмосферу. А дистанционно трудно уловить, если внимание ученика рассеивается, если он преждевременно устал или почувствовал себя плохо. Здесь первое время придется чаще использовать способы переключения внимания и смены деятельности. Главное для учителей – не волноваться. Дети сейчас с интересом относятся к новому опыту, им, в большинстве своем, хорошо знакома работа с гаджетами. Но совершенно непривычно анализировать или переписывать информацию с экрана. Сначала это будет занимать много времени. Но ведь это просто навык, а значит, со временем они смогут справляться с большим объемом информации.
Хорошо иметь в запасе не только видео-, но и аудиоматериал, на время работы с которым ребенок может позволить отдых или гимнастику для глаз. И даже если возникают технические проблемы, некорректно работают программы и приложения, всегда есть альтернатива общения через мессенджеры, которые приспособлены под большие объемы передачи данных.
Можно проговорить различные варианты решения проблем с детьми и родителями, постараться своевременно предупреждать о любых изменениях. Ведь именно эффективная коммуникация позволяет значительно снизить тревогу и стресс всех участников процесса в адаптационный период. Все мы – и родители, и педагоги, и дети – сейчас объединены одной важной задачей: продолжить образовательный процесс, сделать его эффективным и интересным. А значит, должны как никогда поддерживать друг друга. Вместе мы справимся с любыми задачами!