Принимайте заказ!
Журналист газеты «Кузбасс» попробовал выяснить, доставку каких товаров до дверей дома или квартиры жители нашего региона могут заказать в условиях самоизоляции.
Правило «возле дома» – не для всех
Во время «коронавирусных каникул» людям разрешено выходить из дома за товарами первой необходимости до ближайших магазинов. Но даже в областном центре это правило соблюсти непросто, хотя предприятий торговли в формате «возле дома» у нас хватает: в таких магазинчиках может быть скудный ассортимент.
А есть еще граждане, вернувшиеся из-за границы или из других регионов РФ, которым вообще рекомендовано в течение 14 дней соблюдать режим строгой самоизоляции. То есть они даже за хлебом выходить не должны. Но кушать-то хочется!
Я позвонила на горячую линию волонтеров Кузбасса по телефону 8-996-413-00-84 и спросила, помогают ли они тем, кто сидит на жестком карантине. Мне ответили: «Да. Если у человека нет признаков инфекционных заболеваний, мы такие заявки обслуживаем – по обращаемости».
Тогда как в волонтерском штабе «Мы вместе-ОНФ» (федеральный номер 8-800-200-34-11) пояснили, что их волонтеры занимаются главным образом пожилыми гражданами из группы риска. Всем прочим рекомендовали оставить заявку в специальном приложении ОНФ, возможно, кто-то из наших региональных волонтеров ее выполнит. Или же воспользоваться сервисом доставки продуктов на дом.
В крупных городах России такие сервисы давно стали нормой жизни. В Москве сегодня самая востребованная профессия – курьер. Потому что спрос на доставку резко вырос, и доставщики не справляются.
Может, и в Кузбассе торговые сети в условиях угрозы эпидемии успели переформатировать свою работу? Говорят ведь, что кризисы – это еще и время новых возможностей.
Доставочная ниша
Полдня я добросовестно обзванивала представленных в регионе ритейлеров. Так сказать, работала тайным покупателем, желающим заказать услугу и располагающим единственным каналом связи с продавцом – номером бесплатного телефона «горячей линии».
В call-центрах «Марии-ра», «Магнита», «Ленты» развели руками (в Кемерове в 2018 году пытались организовать доставку продуктов из гипермаркетов «Лента» через сайт «Цифровой город», но сегодня этот проект, увы, закрыт).
В «Пяторочке» посоветовали решить вопрос в частном порядке с администратором ближайшего магазина и дали его телефон. Система доставки как система в Кузбассе не работает.
В «Бегемаге» уточнили, что в данный момент они собираются развивать сервис доставки готовых блюд.
В «Ярче» ответили, что сейчас доставки в их сети, к сожалению, нет, но они над этим работают.
В «Метро» уточнили, что планируют внедрить такую услугу в Кузбассе с середины апреля.
Торговой сетью, уже сейчас осуществляющей доставку продуктов и полуфабрикатов до квартиры, оказалась «Калина-Малина». У компании есть интернет-магазин, а их служба доставки обслуживает не только Кемерово, но и Новокузнецк.
Появился в областном центре Кузбасса и интернет-магазин «Метродом», специализирующийся на доставке кемеровчанам продуктов питания и сопутствующих товаров.
В Новокузнецке мне удалось найти еще два реально действующих продуктово-доставочных сервиса. Одним из них оказалась служба доставки «Для своих», которая привозит заказчикам как продовольственные товары и полуфабрикаты собственного изготовления, так и ассортимент партнеров. Вторым – продуктовый интернет-магазин «4 копейки».
Стоимость минимальной «корзины» для бесплатной доставки заказа в вышеназванных компаниях различалась, цены на сопоставимые товары – тоже. И формы оплаты они предлагали разные: перевод на карту, онлайн-оплату банковской картой на сайте после оформления заказа, расчет с курьером наличными или по карте – через терминал… Некоторые в связи с угрозой распространения коронавируса ввели бесконтактную доставку: курьер доставляет предварительно оплаченный заказ до двери, спускается на этаж ниже и звонит клиенту, чтобы он забрал пакет.
Еще жители обеих столиц Кузбасса могли воспользоваться сервисом «Youdo», выступающим в роли посредника между заказчиком и исполнителем. Заказчику предлагается сформировать и опубликовать свое задание и подождать откликов от тех, кто готов его выполнить. Затем обсудить с претендентами условия работы, выбрать одного и оплатить его услуги, когда дело будет сделано. На запросы по другим городам Кузбасса сервис не реагировал.
Помимо ссылок на перечисленные выше компании в поисковике «выпадали» и другие, которые я определила, как мусор. При попытке перейти на их сайты оказывалось, что сайт или не существует вообще, или не открывается, или предоставляет совсем иные услуги, и не в Кузбассе, а в других регионах…
Один из руководителей кузбасского продуктового интернет-магазина уточнил, что на раскрутку бизнеса ему потребовалось полгода. И за одну-две недели карантина такую «историю» не поднять. Согласимся. Но и признаем: ниша доставки продуктов в нашем регионе сегодня почти свободна.
Не хлебом единым
Что еще удалось выяснить про доставочный сервис в Кузбассе, точнее сказать, про те его направления, которые особенно актуальны в условиях каникул с вынужденным нахождением дома?
То, что доставка готовой еды у нас налажена намного лучше. Подобные службы действуют сегодня во многих территориях области. Причем список кафе и ресторанов, готовых сотрудничать с курьерскими компаниями, за последнюю неделю расширился.
Конечно, даже доставленная на дом готовая пицца стоит заметно дороже, чем пицца-полуфабрикат или отдельные ингредиенты для ее приготовления. Не говоря уже о ресторанном блюде от шеф-повара. И вряд ли рядовые кузбассовцы могут позволить себе ежедневно питаться тем, что приготовлено профессионалами. Но один день в кругу семьи такая еда точно может сделать особенным.
Не закрылись в период карантина магазины, торгующие спортивным и диетическим питанием и БАДами: формально они относятся к продуктовым. Правда, поток покупателей здесь обмелел. Но зато за минувшую неделю резко выросло число интернет-заказов: кузбассовцы оформляют онлайн-покупки витаминов, иммуномодуляторов и прочих биологически активных добавок к пище.
По сообщениям центральных СМИ, накануне внеплановых каникул россияне буквально сметали с прилавков спортивных магазинов коврики, гантели и прочий спортинвентарь для домашних занятий спортом. В интернет-магазине «Бегер», где торгуют спортивными тренажерами для дома и фитнес-клубов, эту информацию подтвердили. Отметив, что перед каникулами спрос на их продукцию взлетел выше предновогоднего. Покупатели спрашивали товар в пределах 15 тыс. руб., а если такого не было, с легкостью выкладывали за более дорогой аналог вдвое больше.
Ну, а как быть тем, кто зазевался и хотел бы оформить покупку спортивных товаров сейчас? Домашний режим без достаточной физической активности запросто может свести с ума, а обычные спортмагазины сегодня закрыты.
Специалисты coll-центра крупнейшей в России розничной спортивной сети «Спортмастер» уточнили, что большинство их торговых точек работают сегодня, как пункты самовывоза. Клиенты могут оформить онлайн-заказ на сайте компании и заказать доставку в магазин того города, который расположен ближе всего к населенному пункту заказчика (в Кузбассе этот ритейлер представлен в шести городах). При наличии товара в магазине забрать его можно быстро. Если же его там не окажется, будет сформирована доставка с федерального склада в Подмосковье, и период ожидания может растянуться на неделю…
Родителям, не успевшим пополнить запасы настольных игр для семейного времяпрепровождения, «повезло» примерно также. Интернет-магазин «Детский мир» тоже оформляет доставку заказов лишь в магазины сети, которые перешли на режим самовывоза (в нашей области – в четырех городах).
Вывод из всего вышесказанного очевиден: у жителей больших городов возможностей для решения насущных проблем по-прежнему больше, чем в городках поменьше.
Зато в малых территориях соседи почти наверняка знакомы друг с другом. И чтобы пополнить запасы продуктов, какой-нибудь бабе Мане ни волонтеры, ни служба доставки не нужны.
Одну неделю затворнических каникул кузбассовцы пережили. Переживем и вторую!