Вода ошибок не прощает, или Немного о безопасности на льду
Весна! Пора пробуждения, перерождения природы и освобождения земли от залежавшейся снежной «шубы». Именно это время года является наиболее долгожданным и любимым: практически все мечтают выйти на улицу и прогуляться под теплым весенним солнышком. Но для некоторых наступление марта является отнюдь не радостным событием, а, наоборот, сигналом собирать удочки и покидать полюбившееся место на замерзшей речке. Мы говорим о рыбаках.
Из-за тёплых погодных условий любители рыбалки подвергают себя опасности и большому риску оказаться в холодной воде. Какие меры предосторожности нужно знать перед тем, как выходить на лёд? Именно с этим вопросом мы обратились к Сергею Сергеевичу Волхонскому, старшему государственному инспектору по маломерным судам, с которым и встретились на базе ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам), расположенной по адресу: Речная, 1/1, мартовским утром в девять часов.
Перед беседой он вручил нам для ознакомления памятки: «Меры предосторожности и правила поведения на льду» и «Оказание помощи пострадавшим на льду». Кроме того, в самом помещении на стенах висят постеры с информацией о правильных действиях не только на льду, но и на воде.
Пропаганда ради жизни
«Наша главная цель заключается в том, чтобы все всё соблюдали», — именно с этих слов начал наш диалог инспектор Волхонский. Он рассказал о направлении своей работы – обеспечении безопасности жизни людей на воде, на водных объектах во все периоды года. Поэтому в данное время ГИМС устраивает патрулирование и рейды (мероприятия больше одного дня на воде) в усиленном режиме, так как весенний лед опасен. Мартовское солнце греет, и он становится пузырчатым и пористым, как губка. «Вроде прочный, но рассыпается, как крупа», — делится наблюдениями инспектор. Такая ситуация характерна для Красного озера.
Как правило, патрульная группа состоит из двух-трех человек (капитана, инспектора) и проводит профилактические работы с рыбаками. Например, им вручают листовки с правилами поведения на льду.«Рыбаки, несмотря на предупреждения, выходят на лёд, специально для них выставляются знаки рекомендательного характера», — отмечает Сергей Сергеевич. Зачастую именно от незнания важных инструкций случаются трагические ситуации. Важно соблюдать порядок на льду и иметь при себе спасательное снаряжение. Такие как обычная веревка, конец Александрова, багор. Их нам, кстати, показали на базе, в качестве примера.
Ещё одной немаловажной темой нашего разговора являлась безопасность льда на реке. Как отличить хрупкий от прочного? По словам инспектора, стоит обратить внимание на опасные места, а именно на берег, около которого много кустарников. В них скапливается много мусора, который оставляют недальновидные граждане. Мало кто знает, что мусор тоже влияет на стойкость ледяной поверхности. Грязный лёд обманчив, самый надёжный – прозрачный, с оттенками зелёного либо синего цвета. Если он белый, серый, с пузырьками или вкраплениями снега, такой не пригоден для работ, вообще для выхода на него. Стоит отметить, что хруст – отличительный показатель прочности льда, поэтому если вы слышите, как что-то трещит у вас под ногами, скорее обойдите опасное место.
Переправа — не выход
Однако о безопасности на льду думают не только рыбаки, но и автомобилисты. В селе Поломошное Яшкинского района Кемеровской области, каждую зиму появляется одна и та же проблема с переправой на другой берег реки — в Юргу.
Понтонный мост — вещь дорогая: за каждый проезд с водителя легкового автомобиля взимается определенная плата. Казалось бы, есть решение, можно сделать переправу, но только опытный человек знает, сколько подводных камней несет за собой данное мероприятие. Во-первых, при резко континентальном климате трудно добиться необходимой прочности льда, так как большие перепады температур присутствуют даже зимой, а для полноценного замерзания льда необходима температура ниже 20 градусов в течение двух недель. Во-вторых, серьезной проблемой становится подтаивание льда при попадании реагента, который используют для предотвращения скольжения колес. Именно по этой причине многие переправы быстро приходят в негодность. И в-третьих, зачастую в ослаблении слоя льда виновата сама речка: вода начинает бить ключом прямо на то место, где проложена ледовая дорога.
После беседы о проблемах, возникающих на воде, вместе с Сергеем Сергеевичем мы отправились в патрулирование, чтобы поучаствовать в профилактической работе. Приехав на место, мы увидели множество пятнышек разного цвета, видневшихся на реке, — палатки, в которых находились рыбаки. Нам посчастливилось пообщаться с одним из них — бывалым подледником Николаем Александровичем Анисимовым. Выяснилось, что Николай рыбачит практически всю свою жизнь и, по его словам, без ЧП, потому что при нём всегда имеется необходимое снаряжение, а также он знает, когда можно устраивать рыбалку. «Надо знать, когда можно выходить на лёд, а когда нельзя», — заявляет Николай Анисимов. В середине марта рыбак потихоньку начинает убирать свое снаряжение обратно в гараж, так как знает об опасности весеннего льда.
***
«Вода ошибок не прощает» — так называется наш репортаж. И это действительно так. Важно всегда помнить, что вода может принести много бед, если не соблюдать меры безопасности на водных объектах, причем в любое время года. И ценой ошибки может стать жизнь.
Денис Фомин, Мария Константинова.