«Ринг», где обретают крылья
26 и 27 февраля в Кемеровском областном театре драмы – премьера. Спектакль «Сердце боксера» поставил по одноименной пьесе Лютца Хюбнера режиссер из Австрии Анатолий Глухов.
История эта вовсе не про спорт, как можно заключить из названия. Всё гораздо глубже. В центре внимания – вечная тема «отцов и детей». Так что спектакль точно будет интересен и старшему поколению, и молодежи. К тому же это очень динамичное действо, с интересным музыкальным решением и крепким актерским составом. Главные роли исполняют заслуженный артист РФ Юрий Темирбаев и его молодой коллега Роман Манадышев.
Накануне премьеры нам удалось встретиться с режиссером и поговорить об этом спектакле.
Всегда держи удар
– Анатолий, почему для постановки вы выбрали именно кемеровский драмтеатр?
– На самом деле впервые «Сердце боксера» я поставил в своем родном городе – Томске. Это было лет семь назад. Но с Кемерово у меня тоже очень много связано. Сюда я попал после армии, отучился в местном институте культуры. В драму я ходил на спектакли, и даже в массовке успел поработать. В 1979 году в моей биографии случился студенческий театр «Встреча». Потом работал режиссером в Ачинске, Канске, Семипалатинске…
– А потом перебрались в Австрию?
– Сначала я переехал в Москву, где стал ассистентом режиссера в «Ленкоме». Мне посчастливилось поработать с Марком Захаровым. В столице в 2000 году я и познакомился со своею австрийской женою Алекс.
– Почему выбор пал именно на эту пьесу?
– Мне показалось, что сегодня отношения старшего и младшего поколений так же непросты, как и 30 лет назад, когда была написана эта пьеса. Проблемы не уходят и не меняются. А может, даже и усугубляются… Родители всё меньше общаются с детьми, дурачатся с ними и вводят бережно и с любовью, заботой в этот мир – проще дать в руки телефон или планшет…
– О чем вообще этот спектакль – «Сердце боксера»?
– Спектакль-то не о боксе. Про бокс будет всего одна маленькая сцена. Но если образно, то старый боксер учит молодого парня не нападать, а обороняться, держать удар. Во всех смыслах.
Здесь разговор основной идет о том, как можно старшему поколению найти язык с молодыми. Понятно, что не надо их учить, как жить. Поучать – дело вообще неблагодарное. Главное – собственный пример. И еще. Если уж и советовать, то в легкой и ненавязчивой форме, чтобы к вам прониклись. Наша история как раз о том, что мудрый старик очень мягко подводит молодого героя к правильным вещам.
Вот человек. Немолодой. Прожил большую жизнь и всё повидал. И единственное, чему он научился в этой жизни, – быть до конца стойким. Он прошел войну, много работал… Но не обрел семьи. И вдруг встречает молодого пацана, типичного колючего подростка. Который уже почти запутался, имеет проблемы с законом. И у старого боксера к этому пацану просыпаются отцовские чувства. И мальчишка тоже тянется к нему – ведь воспитывала его одна мама, без отца. И это история о том, что мир очень сложен. Но если ты падаешь, надо подниматься! «А иначе чего стоит этот мир», – говорит старик. Здесь показано главное: если есть желание, разные поколения могут найти общий язык! А еще очень важна любовь. Она правит миром. И неважно – кого к кому. И эти два человека, по сути, одиноких, благодаря случайному знакомству обретают крылья.
Проверка приближением
– Почему для постановки выбран камерный зал?
– Он небольшой. А в этом спектакле очень важна камерность. Прелесть малой сцены – эффект «глаза в глаза». Зритель должен видеть актеров. Он их так чувствует. Актерам, конечно, сложнее играть в таких обстоятельствах. Не спрячешься, это тебе не массовка. В двух метрах зритель. И любая фальшь будет видна. Вообще, хороший актер проверяется на малой сцене. А здесь – всего два героя. Старый боксер, которого играет Юрий Тимербаев, вообще ни на секунду не покидает сцены. Это полтора часа действия! Сложно. Надо держать ритм спектакля. Ромка (молодой герой) еще прибегает-убегает…
– Ждете определенного зрителя?
– Самое главное, чтобы зритель нас понял и принял. А какой он придет – не важно. Подготовленный или нет. Рассчитан спектакль на возраст от 16 лет и до…
Рома Манадышев играет 17-летнего пацана, он будет понятен нашим старшеклассникам. И уж точно будет вызвать симпатию. Особенно у девочек – они любят «плохих парней»…
– Реквизит в спектакле минимален?
– Я люблю смысловой реквизит. А не для того, чтобы просто занять руки чем-то.
Но на сцене, да, всё очень аскетично. Радиоприемник. Будильник. Стремянка. Тумбочка. Ринг. А он будет очень условный. Это, по сути, какое-то замкнутое пространство, из которого вырывается сначала Старик, а потом и подросток. Откуда они вырываются? Из жизненных рамок. Границы условны, так ведь?
Проживание по-русски
– Вам комфортно работать с нашими актерами?
– Очень. Мне доверили работать с очень хорошими актерами. Юрия Темирбаева видел во многих спектаклях, он разный актер, что мне очень импонирует. Потому что бывают актеры одного плана, и это точно не про него. С ним интересно. И Рома Манадышев. Молодой, но очень интересный парень. Нам комфортно в творческом процессе друг с другом.
– Какие-то совместные «фишки» рождались по ходу репетиций?
– Да. И это здорово. Например, Темирбаев предложил ввести в спектакль губную гармошку. Она у него есть. Ромка хорошо танцует – в спектакле появился брейк-данс. Как хорошо использовать возможности актера в спектакле! А еще текст в переводе не очень легкий, мы его вместе адаптируем.
– Как вы выбирали музыкальное сопровождение к спектаклю?
– Всегда много уделяю этому внимания. Для меня музыка очень важна в спектакле. Пока я не найду музыку, у меня сцена не идет. Ассоциации все от нее. Здесь есть очень красивые лирические темы. Потрясающий блюз, танго…
– В одном из интервью вы говорили, что только русские актеры проживают свою роль…
– Наша актриса если заплачет на сцене, то и зрители в зале слезу пустят. Если засмеется, то так заразительно, что и ты улыбнешься. Это называется «проживать свою роль». В Австрии артисты душу рвать не будут – сработают исключительно на технике. Но и с этим я борюсь. Теперь они у меня и плакать по-настоящему научились, и любить как в последний раз!
А вообще они в Австрии говорят потрясающе, у них речь очень поставлена. Российские молодые актеры нынче с речевым аппаратом практически не работают. А техника речи очень важна, ее всё время надо оттачивать. Мои актеры за полчаса до спектакля всегда занимаются артикуляционной гимнастикой. В кемеровской драме, к слову, очень танцующие актеры. Тоже не везде встретишь.
– Помимо того, что «Сердце боксера» пойдет в нашем областном театре драмы, у спектакля есть какие-то перспективы?
– Надеюсь, что есть. Эту пьесу очень хорошо знают в Австрии. И я хочу показать этот спектакль там. Буду делать всё, что смогу. Австрийцы должны увидеть, как работают русские! Актеры, кстати, и не знали про этот мой «план» – только сейчас и слышат впервые!
Коротко о сюжете
Юноша с забавной кличкой Ёё является в дом престарелых. Он должен побелить комнату одного из обитателей. Это отнюдь не благотворительная акция, а альтернативное наказание за угон мопеда. Ёё кривляется, хамит, демонстрирует крутизну. Но вскоре выясняется, что «престарелый придурок», которого он дразнит, знаменитый боксёр Красный Лео, в прошлом – настоящая звезда. Постепенно они сближаются. Ёё хочет научиться боксировать. Оказывается, Лео может давать толковые советы, даже помочь наладить отношения с девушкой, которая нравится Ёё. Также юноша узнаёт, что славное прошлое мало волнует старика, он готов отдать все свои медали за небольшую сумму, которая позволит ему сбежать из богадельни, уехать к другу в Париж. И тогда Ёё решает помочь своему новому другу в осуществлении этой авантюры…