Адаптация детей к жизни
Лучшим педагогом-психологом Кузбасса-2020 названа Елена Попкова из Мысков.
Областной этап конкурса «Педагог-психолог России» проходил в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. В нем приняли участие 19 финалистов, педагогический стаж которых составляет от четырех до 27 лет. В итоге уверенную победу одержала педагог-психолог специальной коррекционной общеобразовательной школы №7 города Мыски Елена Попкова. Она поделилась с коллегами опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Теперь эти методики наша землячка будет транслировать на федеральном этапе конкурса.
Елене Анатольевне 34 года, в мысковской коррекционной школе она работает семь лет. Важно отметить, что в образовательный процесс педагог-психолог интегрировала две программы – «Психокоррекция» и «Развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ОВЗ», направленные на развитие познавательной сферы у младших школьников и совершенствование волевой регуляции их поведения.
Сама она тоже человек волевой.
«Имея конкретную цель, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех», – объясняет победительница конкурса.
В свое время она окончила школу с медалью, профильный вуз с красным дипломом. Поэтому и в профессии старается выложиться на все сто, чтобы ее воспитанники добились успехов, через какие бы трудности ни пришлось пройти: они команда.
«Я с детства мечтала работать учителем начальных классов, – признается Елена Анатольевна. – Однако мой профессиональный путь оказался не совсем прямым, ведь когда я устраивалась на работу, вакантным было только место психолога. Прошла переподготовку. Так определилась моя судьба, и я с головой окунулась в мир под названием «Психология». И потом ни разу не пожалела о своем решении».
Дети с ОВЗ, поступающие в школу, отстают в развитии от своих сверстников, поэтому в первый год обучения Елена Попкова направляет усилия на приближение к возрастному нормативу уровня их психических процессов – восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления.
«А в третьем-четвертом классе коррекционно-развивающая работа больше ориентирована на развитие уже словесно-логического мышления, в дальнейшем это позволяет подросткам успешно осваивать программу основной школы», – уточняет лучший педагог-психолог Кузбасса-2020.
На занятиях курса «Психокоррекция» Елена Анатольевна применяет разные формы взаимодействия с учениками, чтобы преодолеть или ослабить проблемы в познавательном и эмоциональном становлении, способствовать гармонизации личности. В программу входит и адаптационный модуль.
«Это упражнения, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой в группе, сюда я вкрапляю элементы сказкотерапии, подвижные игры. Главное в данных занятиях – повысить интерес и мотивацию к учению».
Показателем результативности работы педагога-психолога являются данные мониторинга. Так, в 2018/2019 учебном году среди ее подопечных первоклассников выросло число детей с достаточным уровнем адаптации, дезадаптированных обучающихся не выявлено.
«Также отмечается положительная динамика в развитии высших психических функций: внимания, памяти, мышления учеников начальной школы», – добавляет Елена Попкова.
Между тем у ребятишек существуют и трудности в развитии волевой сферы, состояние которой каждому педагогу необходимо учитывать. Детям трудно управлять своим поведением, вести себя в соответствии с требованиями ситуации, намеренно регулировать различные психические процессы и состояния. Для решения этой проблемы Елена Анатольевна включает в занятия упражнения, направленные на развитие именно волевой сферы. Кстати, мастер-класс «Умей сказать «нет!», который она провела в финале регионального этапа конкурса, как раз этой цели и помогает достигнуть.
Также педагог занимается формированием навыков здорового образа жизни учеников, организует профилактические мероприятия, участвует в соответствующих акциях и конференциях. К слову сказать, вместе с мужем Елена Попкова растит двух сыновей.
«Наш девиз: «ЗОЖ в семье – залог здоровья ребенка», – подчеркивает она. – Поэтому мы всей семьей ходим в бассейн, катаемся на беговых и горных лыжах».
Большое внимание Елена Попкова уделяет и психологическому просвещению учителей и родителей. Ее материалы публикуются в журнале «Технология образования», на сайте школы и педагогического клуба «Наука и творчество». Всё – в открытом доступе, так что ознакомиться с ними может любой желающий.