Бизнес в меняющемся климате
Первое в этом году расширенное заседание Совета Кузбасской Торгово-промышленной палаты посвятили проблемам малого и среднего бизнеса в новых политэкономических реалиях. Инструментов поддержки на разных уровнях много, но эффект от них пока оценить сложно, считают эксперты. КТПП предложила поправки в профильный нацпроект и ряд законодательных инициатив на субъектовом уровне. В частности, малый бизнес предлагается вывести из-под регионального соглашения, а ставку инвестиционного налогового вычета поднять до 100%.
Открывая заседание, которое прошло в Кемерове 31 января, председатель Совета палаты, депутат Госдумы РФ Татьяна Алексеева отметила: экономическая сфера в стране по отношению к бизнесу сейчас активно переформатируется. Связано это с недавним посланием президента Владимира Путина Федеральному собранию и сменой правительства. Кроме того, начались или вошли в активную стадию многие процессы, затрагивающие интересы бизнеса: реформируется контрольно-надзорная деятельность, запускается электронная платформа для обращений предпринимателей Забизнес.рф, рассматривается закон о социальном предпринимательстве, закон о выделении семейного бизнеса в секторе МСП и многое другое.
Согласно целям национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», доля МСП в структуре валового внутреннего продукта к 2024 году должна составить 32,5%. Уже по итогам текущего года правительству Михаила Мишустина предстоит довести этот показатель до 23,5%. Между тем недавно Росстат зафиксировал значительное падение доли малого и среднего бизнеса в экономике: с 22% в 2017 году, когда этот показатель рассчитали впервые, до 20,2% в 2018-м.
KPI для нацпроекта
Сейчас Минэкономразвития РФ собирает предложения по доработке нацпроекта по МСП, сообщила Татьяна Алексеева. В январе поступило уже более двух тысяч предложений, касающихся как нацпроекта в целом, так и входящих в него федеральных проектов. До 1 мая 2020 года должен быть подготовлен итоговый проект изменений и дополнений.
«ТПП России исходит из тезиса, что нацпроект по малому и среднему бизнесу заработает только тогда и даст необходимый качественный эффект, когда все-таки появится методика оценки эффективности всех его мер, – объясняет депутат. – Когда звучат эти цифры – сколько поддержки в этот сектор передается с участием различных организаций, созданных на федеральном и региональном уровне… Огромные средства! А эффект? Вот эффект… Мы прежде всего должны видеть ответственность исполнителей всех уровней и установку четких, прозрачных KPI».
Председатель комитета Кузбасской ТПП по промышленному развитию Игорь Бучин также признал, что инструментов поддержки бизнеса в последнее время создано очень много:
«Их вроде бы достаточно, но когда мы говорим про инвестиционный климат, по ощущениям, температура пока недостаточная, температура не та… Статистика тоже не радует: в прошлом году 28 предприятий с участием иностранного капитала ушли с территории Кузбасса».
В то же время Бучин называл большим революционным шагом и прогрессом принятый в прошлом году региональный закон об инвестиционном налоговом вычете. Напомним, он дает предпринимателям право уменьшить платежи по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с приобретением или модернизацией основных средств, но не более чем на 50%. Но, учитывая, что Владимир Путин в своем послании поручил компенсировать регионам 2/3 выпадающих доходов по инвествычету, Совет Кузбасской ТПП предлагает пересмотреть региональный закон. К губернатору собираются выйти с предложением довести ставку до 100%, сообщил спикер.
«По крайней мере, мы почувствовали взаимодействие с Правительством Кемеровской области», – констатировал Игорь Бучин.
В качестве первых ростков этого взаимодействия он назвал субсидии по программе модернизации производства, которые в прошлом году получили кузбасские предприятия.
О положительной динамике, наметившейся в области сбыта товаров местных сельхозпроизводителей, говорил председатель Агропродовольственной гильдии КТПП Роман Романенко. По его словам, хороший эффект имели региональные конференции «Производители и ритейл» и проведенные в их рамках закупочные сессии (состоялись в 2018-2019 годах).
«Многие товаропроизводители начали мало того что здесь активно работать с федеральными сетями, но еще происходит так называемый экспорт: повезли на распределительные центры в Барнаул, Новосибирск, – привел пример Романенко. – Очень действенное мероприятие. Резонанс был отличный, есть огромное желание провести третью сессию в апреле. На самом деле власть нам очень сильно помогла, вызвав непосредственно тех специалистов, кто принимает решение».
Тарифы проверят
А вот со сбытом через ярмарки и нестационарные торговые объекты дела оставляют желать лучшего, считает председатель Агропродовольственной гильдии, – по крайней мере, в столице области. По словам бизнесмена, муниципалитет отказался проводить ярмарки на проходных местах в Центральном и Рудничном районах якобы по причине жалоб покупателей. Выиграть же аукцион за право поставить в городе условную бочку с квасом и торговать мелкому производителю, по его мнению, практически нереально: действующий механизм работает не в его пользу.
Среди общих проблем, которые называли и предприниматели, и председатели профильных комитетов КТПП (которые, как правило, сами занимаются бизнесом) – труднодоступность банковских кредитов и рост тарифов за ЖКУ.
«Мы попросили предпринимателей всех видов деятельности направить нам реальные счета-фактуры, которые они получили за электроэнергию за декабрь 2018-го и декабрь 2019-го, – рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области Елена Латышенко. – Вынуждены констатировать, что в среднем рост составил 22%. Я держу в руках данные компаний, которые занимаются производством хлеба, переработкой рыбы, общей врачебной практикой».
Тарифные методики утверждаются и регулируются на федеральном уровне, напоминает бизнес-омбудсмен. Известно также, что на тарифообразование влияет инфляция, но реальный рост никак не бьет с ней. Сейчас по всей стране по линии института уполномоченного с привлечением деловых объединений анализируются тарифы на электроэнергию, а также – на обращение с ТКО.
«Будет делаться специальный доклад президенту страны по тарифам с предложениями изменения методики и так называемый price cap – установление норм прибыли для естественных монополистов, – объясняет Латышенко. – По электроэнергии мы направили в Москву информацию. Думаем, в марте у нас уже будет предварительная ответная реакция по тому, чтобы изменить подход к формированию тарифов, установить нормативы прибыли для РСО. Чтобы любому предпринимателю было понятно, что рост тарифа может быть в пределах инфляции на следующий год, и он мог бы спокойно планировать свою деятельность, занимаясь вопросами энергосбережения».
Татьяна Алексеева в свою очередь озвучила инициативы в поддержку бизнеса, которые КТПП собирается внести на региональном уровне. Они, в частности, касаются системной, адресной поддержки местных сельхозпроизводителей: предложение по реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» внесут в Законодательное собрание Кузбасса. С предложением поддержать нестационарную торговлю торгово-промышленная палата уже обратилась в муниципалитеты. Также Правительству Кузбасса и Федерации профсоюзов предлагают скорректировать региональное соглашение, а именно – вывести из-под его действия малые предприятия, микробизнес и индивидуальных предпринимателей. Напомним, согласно подписанному год назад документу, минимальная зарплата работников небюджетных организаций должна составлять почти 19 тысяч рублей в месяц. Предприниматели, которые посчитали такую нагрузку неприемлемой, имели право не присоединяться к соглашению, дав письменный обоснованный отказ.
«Вопрос непростой, мы понимаем аргументы с обеих сторон, но чтобы мы могли рассчитывать на отдачу от сектора, о котором мы говорим, здесь нужна поддержка и помощь, – резюмировала председатель Совета палаты. – Мы, конечно, консультируем, как вести себя, но это не совсем системная поддержка…»
Подводя итоги, Татьяна Алексеева подчеркнула, что все озвученные предложения включат в Решение Совета и направят в соответствующие органы власти.