Берег Чапая…
В кузбасской семье уже больше ста лет хранят тайну гибели легендарного героя Гражданской войны.
5 сентября 1919-го в Лбищенске (сейчас это райцентр Чапаев на западе Казахстана) утро началось с боя, вошедшего в Историю. Лбищенск был занят красными. А белые подошли за ночь незаметно, и не было им числа…
– Амба, Василий Иванович, отступать надо!
– Чапаев никогда не отступал!
Примерно так, отстреливаясь от белых из пулемета, могли прокричать друг другу ординарец Петр и комдив 25-й стрелковой дивизии Красной Армии Василий Чапаев. И так было сказано позже в фильме «Чапаев», снятом в 1935-м по книге комиссара Фурманова.
Давайте вспомним кино и дальше: раненого Чапая ординарец тащит с обрыва к реке, и к ним бросаются на помощь бойцы, подхватывают командира, а Петька и другие прикрывают отход, отстреливаясь. И Чапай плывет, и до другого берега осталось всего ничего, но пули достают все ближе, и вот – волна забирает комдива.
Но его последнее – врагу: «Врешь, не возьмешь!» – стало наказом на все времена. И до сих пор сидит в нас хорошей «русской» занозой. И неважно, что страна давно другая, и давно признала равно правду как «красных», так и «белых». Заноза сидит – ведь мир вокруг по-прежнему неспокоен.
А тогда, 100 лет назад, после боя официально считалось: раненый Чапай в реке Урал утонул. Но долго еще, особенно после выхода фильма, многие зрители искали по кинотеатрам другую версию картины, мечтая, чтобы Чапай доплыл. Чтобы кто-то из ветеранов это подтвердил. И вот, век спустя, подтверждение есть.
Дед
О том, что дед Гаврил Игнатьевич Геряев служил у Чапаева, одна из внучек – Наталья Усачева – рассказывает «Кузбассу» в прокопьевском храме, где служит.
– Дед Гаврил был на Первой мировой войне, на Гражданской, на Второй мировой. В войне с Гитлером попал в плен, в концлагерь, вернулся в 1946-м. Бабушка Мария уже и не надеялась, он считался пропавшим без вести… «Кто там?» – спросила, услышав стук в дверь. – «Я, Гаврил»… Они жили на Голубевке (в Прокопьевске), в домишке у терриконика. И как бабушка рассказывала, дед вернулся с плена совсем больной, с костылем.
Их внуки, внучки были маленькими, когда деда парализовало. Восемь лет он пролежал и не мог говорить – до смерти.
– Поэтому про Чапаева я узнала от бабушки, а ей он, когда еще мог, рассказывал. Мы с ней, когда мне было 11, в одной спальне спали. Я от нее запомнила: «Дед у Чапаева был, в отряде, и в том бою, когда Чапаев погиб, тоже был. Дед с Чапаевым реку переплывал. Их, кто плыл, в живых осталось немного… Чапаев не сразу погиб, он раненый плыл, ему помогали, и он доплыл до берега и там умер…» Привожу я слова не дословно. Много лет прошло…
Хранит семья и еще одну память. Еще прадед был молитвенником и в начале XX века многое предсказал. Предрек в том числе грядущее испытание народу: «Белый конь пойдет на красного коня, будет битва, и, кажется, вот-вот белый конь победит, но в итоге победит красный…»
О версиях
Кстати, неофициальная версия, что раненого Чапаева переправили на досках, и он умер на другом берегу, и его похоронили, место позабыв, уже появлялась в XX веке – от венгров. И вот – немного другое свидетельство, из Сибири. Мы попросили его прокомментировать Сергея Звягина, известного историка, доктора исторических наук, профессора, доцента КемГМУ.
– Гибель в реке – это была очень хорошая «киношная» находка. И драматизм сцены, когда в воде настигает Чапаева пуля, нарастает с такой силой, что зрители были буквально взвинчены. Они вскакивали в зале, крича: «Плыви!»
Но как было на самом деле, если суммировать все официальные и неофициальные версии? В сухом остатке – главное: Чапаев погиб. И, наверное, для истории небольшая разница: вошел в воду по колено, проплыл до середины реки или доплыл до другого берега, – говорит профессор Звягин. – Важно, что в ходе боя Чапаев погибает, и обстоятельства таковы, что ни предателем, ни трусом себя не показал, погиб в борьбе с превосходящими силами противника, повел себя мужественно… Подробнее – может быть, мы когда-нибудь и узнаем. Я допускаю, что в Центральном архиве Минобороны, где 26 миллионов единиц хранения, и мы, историки, до сих пор не знаем, что там может быть, и по службе и гибели Чапаева документы тоже могут быть.
И время их придёт.
Супергерой
Фильм «Чапаев» и история комдива были невероятно популярны в свое время. Почему?
– Время, в которое жил и погиб Чапаев, – время огромных перемен нашей страны, – говорит Сергей Звягин. – Сменилась одна страна, пришла новая советская Россия. Всё менялось… Произошла смена элит правящих под девизом «Кто был никем, тот станет всем!» Чапаев был в контексте этой темы, когда из «ничего» стал героем войны.
И перестройка большевиками нашей жизни привела к тому, что ушли старые герои, должны были прийти новые, определенного рода мифы…
И был сделан соцзаказ на создание таких мифов, на поиск таких героев. Я считаю, политики понимали, что герой должен быть созвучен массе. И Чапаев был очень правильного происхождения: батрак, хлебнул крестьянской жизни, имеет награды с Первой мировой.
Ничего выдающегося он собой не представлял, и я согласен с теми, кто говорит: миф о Чапаеве больше, чем он сам. И вместе с тем он был человеком все-таки незаурядным.
Он чем-то похож на всех полководцев революционных войн. Вспомните Французскую революцию, какая блестящая плеяда наполеоновских маршалов тогда появилась. Именно люди из народа, и сам Наполеон – невысокого социального происхождения, поднялись на революционной волне. И революция 1917 года подняла несколько самородков – способных, не выдающихся, но очень способных. И обращает на себя внимание их героизация после гибели, – Чапаева, Щорса, Лазо. Это шло от власти – любить мертвых героев.
И когда состоялся феномен Чапаева, он проявил себя как определенно талантливый командир. И еще хочу обратить внимание… Красная Армия активно использовала военных специалистов. И мы вправе говорить: успехи Красной Армии вообще и 25-й чапаевской дивизии в частности – основаны на привлечении на штабные должности, на должности инструкторов, консультантов, – офицеров бывшей царской армии. Поэтому у Чапаева был прочный тыл, начиная с Фурманова и заканчивая военными специалистами, которые давали советы.
А война отгремела – и Сталин проводил линию, что живем в окружении, что новое столкновение с империализмом неминуемо. И надо подогревать мотивацию защищать Родину, служить ей. Как кто? И появились книги о героях, в том числе о Чапаеве. Потом совершенно уникальный фильм о нем… Без этого, наверное, не выросло бы поколение молодогвардейцев. Фильм «Чапаев» отвечал настроениям общества: «Дайте нам героев!» Чапаев стал этим героем.
– А известны подвиги, где Чапаев и дивизия особо проявили себя?
– Он был начдив. Дивизия – соединение, есть соединения больше — например, фронт. И дивизия не могла внести какие-то удивительные изменения в ситуацию на фронте. Назову одну из операций, в которой эта дивизия участие принимала, – по освобождению Уфы.
– А антиподвиги были?
– Я не раз в своих работах рассуждал о красном и белом терроре во время Гражданской войны. И, по-моему, нельзя делать предпочтения в пользу того или иного террора. Открываются архивные документы. По Чапаеву – нет информации. По Буденному – появилась, о еврейских погромах, хотя такую информацию представить еще недавно было невозможно.
– Какие «белые пятна» по чапаевской дивизии историкам особенно интересны?
– В силу обстоятельств, о Чапаеве много лет вообще писали только восторженно. Никакого критического взгляда, анализа… Потом свидетели красные и белые ушли. Когда откроются архивы – вот тогда… Есть же сейчас оценки разные по Колчаку. Возможно, появятся они и по Чапаеву.
– Его последний бой случился из-за ошибки?
– Можно долго говорить, насколько была построена караульная служба во время ночевки в этом большом кулацком селе, насколько сам Чапаев был бдителен, насколько было позволено белоказакам атаковать село, когда никто этого не ждал. Но случившееся – часть его вины. Если бы Чапаев был кадровым офицером, то не мог бы лечь спать, пока раз, два, три не прошел по селу, не проверил караулы. Для офицера это как дважды два, на автомате. А у Чапаева этого на автомате не было.
Еще, возможно, в последнюю ночь он посчитал, что всё знает. Самонадеянность… И белые красных застали врасплох.
Если бы…
– А если бы Чапаев выжил, как бы могла сложиться его судьба?
– Дивизией после командовал Иван Кутяков. В годы репрессий, в 1937-м, когда уже командовал округом, Кутяков был арестован и потом расстрелян. Выживи Чапаев – и я не берусь судить, какой бы была его судьба, – признается Звягин. – Так же мог сгинуть.
– А смог бы он себя проявить на Великой Отечественной?
– Не факт.
– А будут помнить Чапаева наши внуки?
– Из всех героев Гражданской войны по накалу страстей, по совокупности обстоятельств вперед, на полкорпуса, вышел Чапаев. Что-то в нем было, такого… Такого героя ждали, такой герой появился, став, вместе с фильмом, хрестоматийной страницей нашего кино, – говорит Сергей Звягин. – И как личность Чапаев если не герой, то активный участник Гражданской войны, может быть, не лучше многих, но и не хуже других. И достоин памяти…