Соцсети:
Актуальное

Высокая миссия мастеров-«экстрасенсов»

8 января 2020 | Алена Смирнова

Кузбасские умельцы возрождают традиции и прививают новый музыкальный вкус.

 Игра на волоске

Кемеровчанин Роман Ицков – человек идейный. 16 лет назад (а сейчас ему 53) увлекся он изучением русских народных традиций, чем занимается и по сей день, заодно просвещая всё большее число людей. Причем сфера его интересов – славянские музыкальные инструменты, счета котором нет. В этом, кстати, и заключается особый интерес.

Роман – доморощенный талант, буквально из подножного материала он способен создать великолепный инструмент. Первым был ударно-шумовой под названием ладошки (это такой вид трещотки). Затем в своей мастерской умельцу удалось осуществить и другую задумку – гусли.

«Это была реплика новгородских гуслей тринадцатого века», – уточняет мастер.

Сейчас он уже может изготовить гусли десяти видов. Отметим, что и струны к ним нужны разные, соответствующие назначению: жильные, волосяные (конский волос или крепкий женский), шелковые, металлические, синтетические и другие. Роман Ицков в числе тех единичных самородков, кому по плечу столь высокий класс «производства». Новые знания и навыки он получает из разных источников и благодаря мастер-классам.

Энтузиаст так погрузился в органологию и культурологию, что некоторые исследователи русского фольклора дивятся, сколько ему удалось собрать информации, причем буквально по крупицам.

«Например, рогач или бразготка: их изготовление подобно высшей математике, – объясняет Роман Ицков. – Многие инструменты требуют тонкого нюансного подхода. А вообще музыкальный мастер должен быть настоящим экстрасенсом, чувствовать и понимать инструмент, из чего делать и как. Кроме того, отдельные вещи были освоены путем эмпирического метода».

К настоящему времени кемеровчанин делает более 80 наименований только ударно-шумовых инструментов. Из образцов уже можно составить целый музей. Но это не какие-то мертвые раритеты: на инструментах кузбасского мастера играют музыканты не только в России, но и в США, и в Великобритании. Как признается Роман, он сделал их тысячи, но сколько именно – не знает, не это главное.

Роман Ицков и его славянские инструменты. Фото из личного архива мастера.

Артефакты для культурной эволюции

Вполне естественно, что у пропагандиста исконной культуры возникла потребность учить игре на аутентичных музыкальных инструментах и других людей. Сейчас, к примеру, Ицков проводит занятия в клубе славянской культуры «Лад», созданном при Кемеровской областной научной библиотеке имени В.Д. Фёдорова. То есть, по сути, он основал настоящую школу самобытной игры на гуслях. Кроме того, не отказывается Роман и от проведения мастер-классов – и в учреждениях образования (в том числе в детских садах), и на фестивальных локациях.

«Сохранение русских традиций способствует сохранению государственности, – уверен мастер. – Без культуры нет народа, без народа нет страны. Сохранить нашу богатейшую культуру – это наша сверхзадача. Ни в одной стране мира нет такого количества музыкальных инструментов, сколько есть у нас».

Конечно, для того, чтобы просветительская миссия Ицкова вышла на новый уровень, необходима поддержка.

«Нужно снабдить этими артефактами музыкальные школы, детские и взрослые фольклорные ансамбли, представить музейную экспозицию. Наши мастера, уверен, поддержат меня, – говорит Роман. – Сейчас Кузбасс превращается в край высокой культуры, и местные умельцы готовы внести свою лепту в этот масштабный процесс».

Мелодия металлического солнца

Есть в столице Кузбасса и другой уникальный мастер – 36-летний инженер Андрей Блинков, который в свободное от работы время тоже занимается изготовлением музыкальных инструментов. И увлечен он этим необычным делом уже четыре года.

В данном случае речь идет о глюкофонах – лепестковых барабанах. Этот интернациональный инструмент появился сравнительно недавно – в начале двухтысячных. И очень быстро стал популярным, потому что играть на нем могут абсолютно все люди от мала до велика, да и особой подготовки не требуется.

Эффект космической музыки глюкофона сравним с использованием медитативных практик: в процессе мысли приводятся в порядок, а страхи и сомнения в итоге сводятся на нет. То есть такой вот музыкальный антистресс. При этом в качестве заготовки для инструмента могут использоваться даже обычные крышки от газовых баллонов. Таинственные чарующие звуки рождаются из лепестков (или языков). Чем больше их размер, тем ниже тон, чем меньше – тем нота выше. А звучит инструмент всегда гармонично, потому что все ноты являются частью одной тональности.

«Глюкофон – обертоновый музыкальный инструмент, в этом плане он очень похож на колокол, именно это и придает его звучанию некоторую сакральность», – отмечает мастер Блинков.

Кстати, до своего увлечения глюкофонами Андрей несколько лет играл в рок-группе. И именно благодаря поиску нового звучания он открыл для себя завораживающие мелодии глюкофона.

Сейчас работы его авторского проекта «Тяга земная» расходятся по свету: есть они и в местных духовных центрах, и даже в Индии. Подарил Андрей глюкофон и известной российской музыкальной группе «Калинов мост».

Вот такие глюкофоны изготавливает Андрей Блинков. Фото из альбома семьи Блинковых.

Другие статьи на эту тему

12 апреля

Юный пианист из Кузбасса стал лауреатом VI Всероссийского конкурса «Созвездие»

Лауреатом II премии VI Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие» объявлен воспитанник филиала Центральной музыкальной школы…

Приумножить культурное наследие региона

В Кузбассе завершилась Неделя культуры

Джаз для нас

Только первые, лучшие и, без сомнения, яркие коллективы выступали для кузбассовцев и гостей региона на XXXIX Международном фестивале «Джаз у Старой крепости» имени Анатолия Берестова в мае 2023 года.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс