Высокая миссия мастеров-«экстрасенсов»
Кузбасские умельцы возрождают традиции и прививают новый музыкальный вкус.
Игра на волоске
Кемеровчанин Роман Ицков – человек идейный. 16 лет назад (а сейчас ему 53) увлекся он изучением русских народных традиций, чем занимается и по сей день, заодно просвещая всё большее число людей. Причем сфера его интересов – славянские музыкальные инструменты, счета котором нет. В этом, кстати, и заключается особый интерес.
Роман – доморощенный талант, буквально из подножного материала он способен создать великолепный инструмент. Первым был ударно-шумовой под названием ладошки (это такой вид трещотки). Затем в своей мастерской умельцу удалось осуществить и другую задумку – гусли.
«Это была реплика новгородских гуслей тринадцатого века», – уточняет мастер.
Сейчас он уже может изготовить гусли десяти видов. Отметим, что и струны к ним нужны разные, соответствующие назначению: жильные, волосяные (конский волос или крепкий женский), шелковые, металлические, синтетические и другие. Роман Ицков в числе тех единичных самородков, кому по плечу столь высокий класс «производства». Новые знания и навыки он получает из разных источников и благодаря мастер-классам.
Энтузиаст так погрузился в органологию и культурологию, что некоторые исследователи русского фольклора дивятся, сколько ему удалось собрать информации, причем буквально по крупицам.
«Например, рогач или бразготка: их изготовление подобно высшей математике, – объясняет Роман Ицков. – Многие инструменты требуют тонкого нюансного подхода. А вообще музыкальный мастер должен быть настоящим экстрасенсом, чувствовать и понимать инструмент, из чего делать и как. Кроме того, отдельные вещи были освоены путем эмпирического метода».
К настоящему времени кемеровчанин делает более 80 наименований только ударно-шумовых инструментов. Из образцов уже можно составить целый музей. Но это не какие-то мертвые раритеты: на инструментах кузбасского мастера играют музыканты не только в России, но и в США, и в Великобритании. Как признается Роман, он сделал их тысячи, но сколько именно – не знает, не это главное.
Артефакты для культурной эволюции
Вполне естественно, что у пропагандиста исконной культуры возникла потребность учить игре на аутентичных музыкальных инструментах и других людей. Сейчас, к примеру, Ицков проводит занятия в клубе славянской культуры «Лад», созданном при Кемеровской областной научной библиотеке имени В.Д. Фёдорова. То есть, по сути, он основал настоящую школу самобытной игры на гуслях. Кроме того, не отказывается Роман и от проведения мастер-классов – и в учреждениях образования (в том числе в детских садах), и на фестивальных локациях.
«Сохранение русских традиций способствует сохранению государственности, – уверен мастер. – Без культуры нет народа, без народа нет страны. Сохранить нашу богатейшую культуру – это наша сверхзадача. Ни в одной стране мира нет такого количества музыкальных инструментов, сколько есть у нас».
Конечно, для того, чтобы просветительская миссия Ицкова вышла на новый уровень, необходима поддержка.
«Нужно снабдить этими артефактами музыкальные школы, детские и взрослые фольклорные ансамбли, представить музейную экспозицию. Наши мастера, уверен, поддержат меня, – говорит Роман. – Сейчас Кузбасс превращается в край высокой культуры, и местные умельцы готовы внести свою лепту в этот масштабный процесс».
Мелодия металлического солнца
Есть в столице Кузбасса и другой уникальный мастер – 36-летний инженер Андрей Блинков, который в свободное от работы время тоже занимается изготовлением музыкальных инструментов. И увлечен он этим необычным делом уже четыре года.
В данном случае речь идет о глюкофонах – лепестковых барабанах. Этот интернациональный инструмент появился сравнительно недавно – в начале двухтысячных. И очень быстро стал популярным, потому что играть на нем могут абсолютно все люди от мала до велика, да и особой подготовки не требуется.
Эффект космической музыки глюкофона сравним с использованием медитативных практик: в процессе мысли приводятся в порядок, а страхи и сомнения в итоге сводятся на нет. То есть такой вот музыкальный антистресс. При этом в качестве заготовки для инструмента могут использоваться даже обычные крышки от газовых баллонов. Таинственные чарующие звуки рождаются из лепестков (или языков). Чем больше их размер, тем ниже тон, чем меньше – тем нота выше. А звучит инструмент всегда гармонично, потому что все ноты являются частью одной тональности.
«Глюкофон – обертоновый музыкальный инструмент, в этом плане он очень похож на колокол, именно это и придает его звучанию некоторую сакральность», – отмечает мастер Блинков.
Кстати, до своего увлечения глюкофонами Андрей несколько лет играл в рок-группе. И именно благодаря поиску нового звучания он открыл для себя завораживающие мелодии глюкофона.
Сейчас работы его авторского проекта «Тяга земная» расходятся по свету: есть они и в местных духовных центрах, и даже в Индии. Подарил Андрей глюкофон и известной российской музыкальной группе «Калинов мост».