Ёлки плюшевые
Игрушка, потерянная на улице большого города, … вернулась к маленькой девочке две недели спустя!
Никто точно не знает, как происходит чудо. Но, точно, не без помощи добрых людей, встречаемых нами, и даже плюшевыми игрушками, в беде, на пересечении разных дорог и судеб…
… Четыре года назад… спешила посмотреть салют семья Байло – папа Саша, мама Оксана и дочка Полечка.
Они вышли из общежития, прошли парк в нежной первой зелени. И их понесла к стадиону «Локомотив» (в столице Сибири) праздничная толпа с «георгиевскими» ленточками…
— Было 9 мая, День Победы, — вспоминает 35-летний Александр. – Я ребенка – на плечо. С нами был еще Стёпа. У Полины это любимая игрушка, с годика… Да подождите, я вам их сейчас покажу…
(Саша листает кадры в телефоне… «Вот!» – поворачивает экран, улыбнувшись, показывает неразлучников: девчушку в голубом пальто и игрушку с длинными ушами и с красным носиком… )
— Да, Полина со Стёпой никогда не расставались, — папа «возвращается» в 9 мая, но теперь – во время после салюта, когда семья, на радостном общем подъеме, уж повернула домой. И Оксана – снова шла, мужа — под руку. И на Сашиных плечах все так же сидели: пушистик Стёпа, за ним — Поля.
— И как Стёпу мы уронили?! Выскользнул, наверное, в темноте, и никто не заметил. А пришли домой. «ГДЕ? СТЁПА?!» Трагедия – настоящая. Дочь плачет, жена с нею плачет, я сам чуть не плачу… До утра не спали. Я всю ночь бегал, искал с фонариком, весь маршрут, и много раз, проверил, и дворников спрашивал. Но нет Стёпы! Подобрал кто-то. А это — Друг, который с Луганска, который с нами — с войны…
Ведь семья переехала в Россию, спасая дочь от бомбежек… И Стёпа был всегда рядом.
Бомба
Но перенесемся теперь из Кемерова, из рабочего кабинета Саши, не в 2015 год, в Новосибирск, когда они потеряли Стёпу…
А чуть раньше — в 2014-й, на Украину, на самоопределявшийся шахтерский восток, в Луганск — в огне.
— Все было на моих глазах… Я, идя на работу, через митинги проходил… И никто не верил, что Украина нас будет бомбить… — рассказывает Александр. — … И в тот день мы с товарищем проезжаем мимо администрации – вдруг взрыв. Бомба — в администрацию. Мы возвращаемся посмотреть: что это было? А там – трупы… Уехали… И с тех пор — с каждым днем всё нарастало. С Украины авиация вылетала, как у немцев, у Гитлера, в пять утра, именно когда все спят. Ты слышишь рев самолетов. Ползком – к балкону, смотришь, что, где… Все испуганы, никто не знает, что это, что делать и что будет дальше… А когда появилась воронка… от авиабомбы, уже возле нашей 12-этажки, нас дома не было… А когда погранзастава встала возле нашего дома, и начали стрелять, я понял: тянуть больше нельзя. Народ уже бежал от войны. И я тоже жену с дочкой отправил к моим родителям, в другую область. Договорились: всё наладится – вернетесь… Но стало еще страшнее. И я уехал к ним последним поездом… Родители жены тогда из Луганска тоже бежали, сначала на дачу, потом в ростовский Донецк, в лагерь беженцев.
… А Саша, уже вместе с женой и дочкой, решил ехать… в Сибирь. Еще и потому, что от взрывов Полечка перестала говорить. И семья боялась, что ребенок замолчал навсегда.
— У нас в России – никого. … А поехали в Новосибирск, к семье, с которой познакомились в интернете. Они нас пригласили – мы решились… На границе была последняя тревога. Несколько мужчин с нашего поезда сняли. Украинский пограничник долго листал и мои документы, военный билет («не пригоден», по заболеванию. – Авт.). И неизвестно, как бы повернулось, если бы пограничника срочно не позвали бы. Так, он вернул документы, ушел. Мы выдохнули…
Новые друзья
Замолчавшей малышке было 3,5 года. Всю дорогу в поезде она не выпускала из рук Стёпу, обнимала игрушку, нюхала ее… Стёпа пах Манной кашей, Детством, Счастьем…
… Поезд на вокзал «Новосибирск-Главный» пришел в четыре часа дня, с небольшим, 16 августа 2014-го. Сашу, Оксану, Полечку встречала интернет-знакомая Янина Божинская, с мужем. И новосибирцы привезли луганскую семью к себе. И там они жили первое время.
— Недолго. И сразу, повезло, устроился на работу, на стройку – рабочим, красить… А заработал свои первые десять тысяч рублей, и мы сняли комнату в общежитии, переехали. Она стоила 7,5 тысяч. Оставалось 2,5 тыс. рублей – на еду…
Никогда не забуду то время… Но тяжело было морально… У тебя было все, потом – ничего. Была квартира, работа по профессии в Луганске (у Саши – два диплома университетских, инженера и экономиста. – Авт.). И вдруг ты с семьей оказываешься за 3500 км, в шортах, с парой легких сумок.
И в Россию мы поехали, имея всего 2 тыс. рублей. Приехали — тепло. А 4 сентября пошли в УФМС – и уже снег, дождь, холодно! И денег у нас на один пирожок, на троих…
… В пустую комнату в общежитии они въехали с надувным матрацем, одной тарелкой, одной ложкой… Новые друзья – Янина, Светлана Баранова, Екатерина Михайловна Пирятинец, и друзья друзей помогли обустроиться. Кто-то отдал старую мебель, кто-то ковер, вешалку… Помогли с теплой одеждой…
— Помню, как трудно было себя переломить… Холодно стало спать. Нужно одеяло. Решил пойти на рынок, сказать: «… я отработаю, погружу что или снег почищу…, но дайте мне за это одеяло…» На рынке, правда, мне отказали. Но в любом случае у нас одеяло появилось – люди принесли сами. Бог видит, что оно тебе надо, и он тебе его дает… — говорит Саша.
… И так прошли первые месяцы их жизни в Сибири. Саша с женой работали (он то на стройке, а когда работы не было, тогда грузчиком за 570 руб. в день, за разгрузку вагона, а Оксана работала в кафе). И дочку им помогли устроить в детсад… И жизнь потихоньку налаживалась… И подошел первый праздник…
Чудо Нового года
Полечка продолжала молчать. Она говорила только «мама» и «папа».
— После взрывов в себе «закрылась»… И только Новый год, и это было настоящее чудо, помог… Хоть денег тогда и не было, мы устроили для нее в комнате маленький праздник – поставили елочку, приготовили подарки. И, вешая шарики на елку, дочка… заговорила!
И еще…, наступивший год принес еще добрых встреч семье и перемен.
… Ведь когда, через несколько месяцев, пришло то самое 9 мая и потерялся Стёпа… Папа и придумал, написал, развесил на улицах объявления: «Ищем Стёпу! Потерялась игрушка — ребенок плачет!» И фото семьи со Стёпой прикрепил.
… Еще – он искал похожую игрушку в магазинах. Но не нашел. Уж слишком у Стёпы специфическая внешность.
… А Полечка Стёпу ждала, и что он вернется — верила. И мама с папой верили… И вдруг…
— Через две недели позвонила мне девушка, со словами: «Мы видели объявление. Мы не вашу игрушку нашли. Но у нас есть такая же… И у нас тоже дети. Мы понимаем, какое горе потерять любимую игрушку. Мы готовы вам нашу игрушку отдать». Я: «Любые деньги… Сколько?» — «Да вы что… Бесплатно!» И вот… я уже забираю у них игрушку. И она точь-в-точь наш Стёпа! Только без дырочки справа на голове…
И я «лечу» домой, в общежитие. Сажу Стёпу у нашей двери, звоню, ухожу. Мои открывают дверь. Полечка видит Стёпу, кричит, прижимает к себе… Тут и я вхожу, говорю, что Стёпа в больнице был, смотри, вот, головку себе полечил, и нет на голове больше дырочки… В общем, мы тогда снова плакали все. Уже от радости…
… А потом та же девушка, привезя пакет детских вещей, сказала, что работает в сфере строительства. И, узнав, что Саша — инженер, позвала его на работу – инженером. И он, конечно, согласился.
Позже предложили — и стал уже сметчиком.
— Потом меня уже ее коллеги пригласили, тоже работать на стройку, но уже начальником производственно-технического отдела… Позже – пригласили работать в ЖКХ, начальником ПТО… А несколько месяцев назад направили на работу в Кемерово…
… Нынче летом жена с дочкой съездили в Луганск. Квартира наша цела, я, уезжая, оказывается, забыл закрыть форточки, и окна взрывами не вынесло. А вернулись они в Сибирь со словами, и я с ними согласен: «… наш дом — здесь…»
… И вот канун 2020-го, Года Мыши… Вечер. За окном поёт метель. Оксана и Полечка дома. В коробке игрушки. Наряжают ёлку. Полина держит шарик на ладошке, любуется волшебным светом… Стёпа, как всегда, — сидит на диване. Он член семьи по-прежнему. И так и неизвестно, кто же он – кенгуру, пес или Мышь?…
…Александр, папа Полечки, начальник одного из РЭУ Кемерова, все еще на работе. Его задерживаю я. Он, рассказав, по моей просьбе, эту «новогоднюю» историю и о том, как много в мире хороших людей, ведет меня в «Соседский центр»… Это бывший «красный уголок» в РЭУ, он пока пуст и пахнет свежей краской. Со дня на день здесь повесят домашние шторы, и центр, первый в регионе, откроется, станет большой кухней, где смогут собираться соседи из разных домов, чтобы знакомиться, печь пирожки, обсуждать за чаем что-то важное, приглашать разных профи…
В канун Нового года «Соседский центр» — не просто место, возвращающее нас к традициям «кухонных» посиделок, задушевных разговоров и решения проблем сообща. Но и, думаю я, пожимая крепкую ладонь Александра Байло, еще и прообраз важного новогоднего желанья… Которое и загадываю… Пусть все мы в мире будем Соседями!