Соцсети:
Актуальное

Баллада о десанте

27 ноября 2019 | Газета «Кузбасс»
Анатолий Лаврентьевич много лет делал запросы в Минобороны о судьбе брата Петра...

Через 75 лет кузбассовец нашел старшего брата, пропавшего без вести на войне, и узнал про представление его к званию Героя Советского Союза.

Воистину есть день святой и правый, когда бойцы Великой Отечественной, пропавшие бесследно, но незабытые, могут подать знак. И день этот – 9 Мая.

Вот и гвардеец, десантник, командир отделения, 19-летний Петя Щербань, о котором ничего не было известно с 1943-го, «прислал» весточку именно 9 мая, 75 лет спустя…

– Я позвонила деду (Анатолию Щербаню, самому младшему брату Петра, пропавшего без вести. – Авт.), поздравить с Днем Победы. За разговором сказала про выкладку архивов Минообороны. Дед – мне: «Посмотришь брата моего, Петра?» – рассказывает Ксения, внучка Анатолия Лаврентьевича. – И тут же я, оставаясь на линии, захожу на сайт, забиваю в поиске данные, и – не верю своим глазам… Как начали по Петру открываться документы (как оказалось, только недавно оцифрованные и выложенные в электронном архиве Минобороны. – Авт.). И вот я деду один за другим их читаю. И я, и он ошеломлены. Он с мамой всю жизнь искал – бесполезно… И то, что случилось 9 мая 2018-го, то, как мы узнали о Петре, вдруг всё и сразу, – чудо!

Проститься…

Их было три брата – Петя, Саша и Толик. Их дом стоял на окраине Сталинска (будущего Новокузнецка). И когда началась Великая Отечественная война, им было соответственно 17, 12 и 6.

– Отца на фронт забрали сразу. Петя – в артиллерийское училище, первой же зимой был призван… Он после школы, учась в горном техникуме, работал в геологической партии, на разведке углей, до войны, и с теми же геологами в военное училище попал, – вспоминает 84-летний междуреченец Анатолий Щербань. – А отучились курсанты, всех – на фронт, а Петра на год оставили – учить других. А зимой 1943-го уже всё училище отправили…

И Петя вырвался домой – проститься. Он приехал на товарняке с углем. Заскочил домой. Обнял маму, братишек. Сказал: «На фронт…» Минута. И хлопнула в инее дверь. И всё. Петя – бегом, на товарняк – обратно…

Петр знал: мама очень больна. Еще в начале войны врачи определили туберкулез. И когда он учил курсантов, она уже на много месяцев попадала в больницу. Знал он и о том, что братишки без мамы уже выживали одни, и хозяйничать им одним придется еще не раз. Поэтому – надо бить фашистов, чтобы поскорее кончилась война!

Петр провоевал всего пять месяцев, но с какой яростью и отвагой! А в минуты после боя его душа летела домой, на невидимую другим, но важную для него сибирскую улочку. И расстояние было лишь полем, за которым дом, где ждут и дышат на заледеневшее стекло братишки…

– А последнее письмо было весной 1943-го. Петя был ранен осколком в ухо, но уже выписывался на передовую. «Буду жив – напишу. Не буду – всё…» – цитирует Анатолий Лаврентьевич. – Не написал… Где, как погиб, почему, для нас оставалось тайной. В списке пропавших без вести оказался…

Непокоренный

Но, видно, время бойца пришло. Анатолий Лаврентьевич еще до вестей о брате зашел в Музей воинской славы (при краеведческом музее Междуреченска). Там давно помогают искать информацию о пропавших и погибших на войне.

– Заполнил анкету: в какой части служил Петр Щербань, с какого времени с фронта известий не поступало. И в ОБД «Мемориал» я нашла первые документы, – говорит Любовь Шатилова, замдиректора краеведческого музея.

– И тогда же внучка нашла, на сайте Минобороны, наградной лист на представление Петра к званию Героя Советского Союза. И еще много – о нем! – рад Анатолий Лаврентьевич. – Вот так, с двух сторон, мы поиск начали… А брат погиб геройски. Их десант, оказалось, участвовал в исторической Курской битве.

Официально из наградного листа. 10 июля 1943-го Петр Щербань был в разведке в тылу противника. Немцы их обнаружили, попытались взять в плен. И Петр «истребил до 20 немецких солдат и офицеров». Потом «с гранатами уничтожил пулеметный расчет противника. Захватив вражеский пулемет, огнем рассеял и частью уничтожил до взвода автоматчиков противника».

Немцы пустили «танк на героя. Тов. Щербань… забросал его гранатами, танк откатился. Будучи дважды ранен, продолжал вести огонь из пулемета по танку, чем вызвал огонь танка на себя и обеспечил продвижение взвода и закрепление его. Едущий танк снова отошел… Подтянув силы, противник перешел в контратаку. Щербань огнем из станкового пулемета отразил атаку до роты пехоты, обеспечил продвижение подразделения… Прямым попаданием мины был убит».

В список

– Почему же та станция была так важна? – спросили мы у Олега Будникова, научного сотрудника Поныровского историко-мемориального музея Курской битвы.

Да, Курскую дугу часто связывают в первую очередь с крупнейшим танковым сражением под Прохоровкой. Но Курская битва – это много сражений и по всей дуге. Поныри – северная часть дуги. Прохоровка – южная. Между ними – 200 километров. Успех одних фронтов – это частично успех других. Если бы на севере дуги победили немцы, а в южной – наши, то Красной Армии пришлось бы отступить, и был бы захвачен Курск. Но за ним же – Москва! Потому стояли насмерть.

– И еще до Курской битвы советское командование определяет одним из главных опорных пунктов станцию Поныри. Предполагалось, там немцы нанесут мощный удар в направлении Курска. И станция превращается в «крепость». 5 июля начинается Курская битва, в 12 километрах от станции 6 июля немцы добираются до Понырей. С 6 по 9 июля с переменным успехом идут бои. Но немцы остановлены, – рассказывает Будников. – Десантники наши 6 июля маневрируют чуть южнее Понырей, в бой не лезут, прорвавшиеся группы немцев давят артиллерией.

9 июля, к ночи, наши десантники выдвигаются для короткого удара в районе станции. По руинам им нужно пройти с юга на север вдоль железной дороги, чтобы очистить Поныри от немцев, отбросить их. Но 9-й гвардейский воздушно-десантный полк попал тогда в тяжелое положение. Ночью они смогли протолкнуть в центральную, северную часть Понырей только два батальона, примерно по 400-500 человек.

Эта дыра в немецкой обороне (метров на 500-700), нащупанная нашими, с рассветом 10 июля 1943-го немцами была уже закрыта. И когда в 9.00 на том же участке попытались пройти оставшиеся подразделения, управление полка, еще батальон, то сразу погиб начштаба, была разбита полковая рация. И первые два батальона, оказавшиеся в Понырях, потеряли связь с командованием.

И с рассветом они уже были видны немцам, как на ладони. Немцы подтянули резервы, контратаковали наших десантников. Гибель батальонов записали на 11 июля. Но по немецким документам всё закончилось еще в середине дня 10 июля.

Наши десантники, пришедшие в Поныри со своими пушками-«сорокопятками», ночью смогли захватить еще и немецкие противотанковые орудия. «Сорокопятки» броню немецких танков пробивали с большим трудом. И если ночью десантники еще могли что-то с успехом делать, то с рассветом, когда немцы подвели бронетехнику, наши приняли последний бой.

По нынешним данным, только по Поныровскому району за Курскую битву мы имеем представление на звание Героя Советского Союза на 74 человек. Но присвоение звания Героя – субъективно… И у нас в Понырях сейчас на Мемориале 35 Героев Советского Союза. Столько много – для такого маленького района и всего-то за неделю боев!

Из немецких документов мы знаем, как погибли наши десантники. Поныри – поле, вместо хат 10 июля уже руины… В северо-западной части был фруктовый сад, деревья, поломанные, но какую-то защиту давали. Десантники смогли за рощицу закрепиться к 7.00. Немцы, их бронетехника, начали атаку в 11.00. Их пехота добивала последних живых… А в перерывах между атаками сад обрабатывали немецкие минометы и пушки.

Десантники продержались часов шесть… Когда я читаю описание подвига Щербаня, понять не могу, кто это рассказал. Скорее всего, Петр Щербань и был в той группе, погиб там же, в роще со всеми…

После 7.00 оттуда выполз только ординарец комбата, его посыльный. Чтобы сообщить: батальоны погибли, но не сдались…

А потом Поныри снова стали нашими, и наши перешли в мощное наступление…

…Курская битва шла с 5 июля до 23 августа 1943-го. В ней участвовали более четырех миллионов советских солдат и офицеров. Ее итог – освобождение Белгорода, Орла, Харькова. Ее сила и значение – в силе духа простых героев, таких, как Петя Щербань…

Родные Петра и Музей воинской славы списались с историками в Понырях и отправили им наградной лист – с представлением на звание Героя и с итоговым приказом от 14 августа 1943-го о награждении Петра (посмертно) орденом «Отечественная война» первой степени». Так в Понырях узнали имя еще одного погибшего защитника Родины.

К 9 Мая 2020-го фамилию Петра внесут в Понырях или на Мемориал, или на памятник Героям-десантникам – будет так, как решат родные.

– Лучше – к своим, к десанту, – думает вслух Анатолий Лаврентьевич.

Тем временем в Понырях при хозработах все еще продолжают находить останки советских воинов. И список героев продолжает расти. Чтобы мы – жили и помнили.

Другие статьи на эту тему

06 июня

В Кузбассе ветераны смогут бесплатно ездить на такси

Минцифры РФ совместно с властями российских регионов и перевозчиками такси объявило о запуске программы бесплатных…

30 апреля

Палачи

Тайное ВСЕГДА становится явным:  учёные выяснили, как сложились судьбы участников казни Веры Волошиной и показали…

30 апреля

Казнь Веры

Уникальные факты Великой Отечественной: 80 лет спустя, возможно, найдены новые свидетельства о том, как погибла…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс