Таможня дает цифру
Кузбасские таможенники за девять месяцев года оформили почти на 30% больше деклараций на ввоз товаров. Импорт вырос и в стоимостном выражении. Товарооборот по экспорту уменьшился – в основном за счет снижения поставок черных металлов. При этом самих экспортеров стало больше.
С января по сентябрь 2019-го через Кемеровскую таможню оформили 30925 деклараций на товары (+24,5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе 10151 – на вывоз (+13,2%) и 20774 ДТ – на ввоз (28,9%).
Металлурги сбавили оборот
В стоимостном выражении внешнеторговый оборот вырос на 1,7% и составил 3658,6 млн долларов США. Причем погоду тут сделал импорт, который прибавил в деньгах 21%, экспорт же потерял 9,6%.
Значительное снижение экспорта наблюдаются по группе «Черные металлы». Их экспортировали на 242,4 млн долларов, или на 14,6% меньше. В целом доля металлов и изделий из них по-прежнему превалирует в структуре экспорта (82,4%). 13,4% приходится на продукцию химической промышленности, 3,1% – на продовольственные товары.
Участников-экспортеров в Кузбассе с прошлого года прибавилось: со 103 до 123. Как отмечают в Кемеровской таможне, в основном – это сами производители, а не просто поставщики.
«Сейчас активно поддерживаются программы экспорта, в том числе и в области стали появляться, – прокомментировал ситуацию и.о. заместителя начальника Кемеровской таможни Вадим Егоров. – Открылось много образовательных программ для предприятий АПК».
Несмотря на сокращение поставок черных металлов, в денежном отношении из Кузбасса вывозят больше, чем ввозят: доля экспорта – 56,1% от общего товарооборота.
Экспортные операции регион провел с 75 странами мира. 88,2% от стоимостного объема приходится на Тайвань (Китай), Китай, Японию, Нидерланды, Турцию, Монголию, Южную Корею, Узбекистан, США, Италию.
Кроме этого за девять месяцев года кузбасский уголь экспортировали (оформляется через отдельную энергетическую таможню) в Японию, Китай, Германию, Великобританию, Южную Корею и Украину. Страны перечислены по убыванию статистической стоимости. В прошлом году было наоборот: крупнейшим импортером угля из Кемеровской области была Украина, на последнем месте находилась Япония.
Импорт на удаленке
И стоимостной, и физический рост импорта в регионе деятельности Кемеровской таможни объясняют использованием технологии удаленного выпуска декларации. Декларант подает документы во внутренний таможенный пост, а сам товар поступает на приграничный, где его и проверяют.
«Товар прилетает в Шереметьево, а декларация подается нам, – приводит пример и.о. заместителя руководителя Кемеровской таможни. – Специфика пограничных таможенных органов в том, что они, как воронки, замыкают на себе товаропотоки. На них ложится огромная нагрузка, возможны простои, а это всё влияет на обороты и издержки участников внешнеэкономической деятельности. Мы существенно сократили эти простои».
На руку структурным подразделениям зарубежных компаний, которые, как правило, находятся в центральной России, и разница в часовых поясах: они подают документы вечером, а утром получают декларацию.
Каждая вторая декларация через Кемеровскую таможню, или 62,5%, оформляется с применением удаленного выпуска. Технология позволила расширить перечень категорий ввозимых товаров. Это, например, телефоны Apple и Xiaomi.
В структуре импорта по группам товаров лидируют машины и оборудование (59,3%) – в основном, промышленное; продукция химпропа – 27,6%, металлы и изделия из них – 3,7%, продтовары – 3,7%. Число организаций-импортеров выросло с 241 до 339. В тройке лидеров по стоимостному объему импорта через Кемеровскую таможню – Китай, Германия и США. Всего импортные операции проводятся с 83 странами.
В августе нынешнего года в Красноярске открылась Сибирская электронная таможня, в которой в течение двух лет сконцентрируется весь декларационный массив СФО.
До конца 2020 года все таможенные органы федерального округа приобретут статус таможен фактического контроля: будут проводить операции непосредственно с товаром. В Кемерове сохранится небольшой объем оформления деклараций – примерно 5% от того, что делается сейчас. Это те декларации, которые требуют особой компетенции.
«Кузбасские участники ВЭД от такого реформировании не пострадают, – заверил Вадим Егоров. – Мы заблаговременно начали вести работу с организациями, чтобы опробовать этот механизм».
По данным представителя ведомства, с начала октября в Сибирскую электронную таможню 26 экспортеров и импортеров из Кузбасса подали 250 деклараций. При этом сроки регистрации и оформления не увеличились.