«Живу как в Эрмитаже!»
Кузбасский мастер превратил свою квартиру в музей, украсив мебель и другие предметы быта камнями и стразами Сваровски. Он сделал даже «императорский», с короной, сейф!
… Всё началось строго-конспиративно, с проверки моего паспорта. 73-летний мастер Ржев, согласившись по телефону показать свою коллекцию, шел ко мне от многоэтажки навстречу на снеговом ветру в домашних штанах, футболке и в тапочках на босу ногу.
— Извините, паспорт! Без этого – никак, из-за Вас сигнализацию отключил…
Озяб, но терпеливо дождался, пока, не предвидевшая этой контрольной рамки я найду паспорт, и журналистские «корочки», и открою в телефоне наш газетный сайт и одну из недавних статей с моей фамилией под заголовком, кивнул, вчитался, склонился, сверил меня с фото. И наконец, пригласил следовать, махнув левой рукой и сверкнув синим камнем с перстня…
— Извините, ко мне приходят лишь надежные люди…
… Нерушимые правила эти стали понятны, как только мы вошли и я увидела сверкающий каменьями и узорами, инкрустированный ими снаружи и внутри сейф и все в камнях остальное…
… При зашторенном окне – для красок самое то… — все оттенки синего, белого, красного переливаются, искрятся, «стреляют» через всю комнату от шкатулок, светильников, ваз в стиле ретро, крошечные маковки церковных куполов и цветы золотятся, даже от телевизора и аквариума и от шкафов – брызги золотых стрел под старину и лучи камней… Как в кино про сокровища…
— Но… здесь нет никаких драгоценностей! Только сталь, латунь, бронза, бижутерия, камни и стразы Сваровски, всё… – идет впереди к сейфу в углу, по узкому проходу, мастер Виктор Семенович, проводя мне мини-экскурсию.
Комната заставлена его произведениями, их около ста… Из жилого в комнате – лишь узкий диван у входа… Иду шаг в шаг, от взрыва чувств не вписываюсь в поворот, и на ковер падает, — слава богу, цела, задетая локтем золотистая вазочка…
— Какая Вы все-таки живая… женщина, осторожнее, — оборачивается мастер, но вот последний шаг и даже мастер уже обо всем забывает, любуясь… – Как? Красиво горит?
И, видя мое изумление, продолжает про свой Царь-сейф, с гордостью напирая на «ш»:
— Ш-шикарная работа. Вот эта-то моя ручная работа мне и дорога!…
Сейф – под рост новокузнецкого мастера.
Сейф двухъярусный.
Сейф, обхожу, отделан со всех сторон, даже со «спины», как драгоценное пасхальное яичко, повторюсь, снаружи, и инкрустирован блеском камней и узорами точно так же внутри. Среди украшений легко угадывается линия короны. Нижний большой вместимый ярус-ларец разделен на части, на еще сложные тайники… И секретных мест у сейфа, в котором, мастер при мне открывает и насчитывает вслух четыре сейфа в одном, еще много!
Мечта пролетариата
Но зачем рабочему Виктору Ржеву (жестянщику, слесарю по ремонту высокоточного оборудования, инженеру, преподавателю, сварщику, электрику, токарю, фрезеровщику, шлифовальщику, маляру, ювелиру, кузнецу, электронщику, чертежнику…) вообще нужен сейф?!
… Причина – в 1990-х, в смене курса страны, в задержках зарплат и в дефолте, и как народ тогда выживал, и как классному рабочему всегда важен инструмент…
— Не люди были виноваты тогда, само время… Я, помню, намучился, на предприятии появились люди одного дня и от них — воровство. Положишь на место инструмент, подойдешь, а сверла нет, или молотка… И тогда я решил сделать себе первый в жизни сейф, для моего инструмента. А тут меня начальство перевело, подсадило с общего проходного цеха — к одному в комнатку, а там в том числе стояли маленькие станки, столовые, они ставятся на верстак, фрезерный, сверлильный, токарный… И я сделал сейф себе — простой, красивый, но без украшений еще, но уже с подсветкой и с музыкой – в дверке, она играла, когда я сейф тот открывал, закрывал… — с удовольствием вспоминает мастер.
Но первый сейф пробыл у Виктора Семеновича недолго. Однажды утром пришли к нему директор и главбух, посмотрели сейф. Оказалось, ночью были воры, и из кабинета главбуха, со второго этажа, компьютер украли. Напомним, то были годы первых компьютеров.
— И вот начальство приняло меры безопасности и забрало у меня сейф, хоть я и не хотел его отдавать. Но меня, правда, не обидели – заплатили мне за сейф полцены, сказав, что на рабочем же месте я его делал… С тех пор, когда меня заводы, на которых я еще работал, просили сделать для кого-то сейф, я делал. И за 1990-е сделал семь сейфов – для других, но так и не для себя.
Наконец, лет двадцать назад Виктор Ржев сделал сейф — СЕБЕ, и им никто из «верхов» не успел заинтересоваться, и Ржев успел попросить на предприятии машину – перевезти сейф – домой… И 350-килограммовый металлический ящик подняли к Виктору Семеновичу в квартиру, поставили туда, где стоит до сих пор.
…И этот тогда еще просто-сейф с гладкими боками и дверками, был, по сути, почти готовый, но мастер мучился, что бы в нем сделать еще, простоял дома у Ржева два года. Виктор Семенович сменил работу, на новом предприятии было ему не до домашних недоделок. И сейф дома всё был пустым – рабочему человеку в 1998-2000-х копить было нечего – в смысле денег. А инструмент дома у Ржева тоже всегда на месте – дома молотку не нужен сейф…
… Но шло время… Виктор Семенович, подходя к телевизору, все чаще стал поворачиваться к сейфу рядом… И все чаще стал вспоминать… Эрмитаж! И осенило, а не украсить ли ему сейф?
— Мы росли в СССР в простоте, на правиле: ничего лишнего… А страна же после распада СССР менялась… И вот я заметил: появились в продаже не драгоценные, но красивые камни… Да и на работе начали платить, и на подработке тоже, и я … начал покупать камни…
Чудо-птичка и … Царь-сейф
В Эрмитаже Ржев был три раза. Как «заболел» им впервые, в 1976-м, так и – на всю жизнь…
— Я был по турпутевке – по пушкинским местам, вскоре после армии… — поясняет.
…Сейчас почти невозможно представить, чтобы молодежь тратила бы свой отпуск на Пушкина…
— А мы стихи Пушкина любили, и хотели о нем и его времени, и об истории страны знать больше… И когда я в конце той путевки попал в Питере в Эрмитаж. Я шел по залам Эрмитажа и думал: «Блеск, красота, восторг!» Какими счастливыми были цари, их семьи, среди этого жившие! Там собраны все шедевры ручного труда, в том числе по металлу, с инкрустацией…
А больше всего мне в Эрмитаже запомнилась птичка. Я случайно попал на экскурсию не для простых, и птичку включили. Она была, как живая… До сих перед глазами… Так и вижу… Поет, крылышками машет, головкой тоже, и вся в драгоценных камнях! Великий мастер ее сделал и камни на ней изумительные… Я три месяца, после Эрмитажа, не мог найти дома покоя, так вспоминалась красота…
… Вот я и подумал, спустя годы, что, если я тоже камнями …мой сейф украшу?!… Мою работу и камни простые мне неловко с произведениями в бриллиантах в Эрмитаже сравнивать… Но у меня получилось, и на моем материале, ш-шикарно…
А почему я смог? Пригодился большой опыт работы по ремонту металлообрабатывающих станков. Вы один миллиметр представляете? Разделите его на сто частей. Вот с такими размерами мы на заводе работали… И так я, начав украшать сейф, взял, например, слона (крошечную фигурку. –Ред.). И как его к крышке сейфа прикрепить? Но ты берешь ножку слона, делаешь нарезку внутри… Диаметр – миллиметров пять, а сверлил я на два миллиметра… И даже еще меньше отверстия делал – это внутри дверцы сейфа, на два миллиметра диаметром, с учетом резьбы…
… И сейф мастер Ржев украшал, совершенствовал несколько лет! Встроил в него всякие механизмы, плюсом к строгим охранным. И его сейф стал называть температуру, получил вдобавок цветомузыку, магнитолу, встроенный компьютер… И сейф играет 32 мелодии. А надоест –ж-ж, антенна, ловит радиоволну.
— Или могу вставить флешку и слушаю новое… Сейф, когда он живой, включенный, мне и музыкальная шкатулка (ретро), и музыкальный центр (сегодняшний день)… В Новый год включенный сейф сияет лучше елки, и я елку себе не ставлю… Сейф время мне говорит… Но в первую очередь он – именно сейф, с сигнализацией, видеокамерой, с охранной и другой электроникой, с толстыми стенками… Он — Сейф! Хотя я лично деньги никогда в него и не складывал. Деньги для меня так главным в жизни и не стали…
— И все-таки зачем Вы сделали сейф? – под конец снова спросила я мастера, одинокого по жизни, не привыкшего сидеть, уже взявшего кисточку, начавшего чистить ею камни. – Вас позвала красота?
— И красота тоже. И потянуло что-то сделать в жизни необыкновенное, неповторимое! – подумав с минуту, признается Виктор Семенович. – А потом меня тянула к доделке сейфа моя к работе страсть…
… Я попрощалась. Дверь медленно закрылась под тихий – старинным веером — свет солнца и перекрест лучей камешков. И под звон «дождя» из стекляшек гирлянд. И под три удара сейфа: его часы пробили три часа дня. Мастеру пора работать…
PS. Сейф – молод, мастер в надежности и ретро-красоте сейфа уверен лет на двести, минимум. Но сам Ржев – «… я не вечен, я пенсионер, три года как уже не работаю». И вот мастер стал о судьбе сейфа нынче переживать. И, хоть и трудно расстаться ему с лучшим произведением в его жизни, но он начал подумывать о том, чтобы продать «императорский» сейф человеку с душой, умному и понимающему труд и красоту…