Маленький театр с большим сердцем
Театр «Желтое окошко» давно стал культурным символом Мариинска. На спектакли сюда приезжают зрители не только Кузбасса и соседних регионов, но даже Москвы и Санкт-Петербурга. Да и профессиональное сообщество высоко ценит его: не зря же этот театр регулярно становится победителем всевозможных конкурсов. А главный секрет успеха «Желтого окошка», без сомнения, в его уникальном руководителе – Петре Зубареве, который своей искренностью и обаянием способен очаровать любого.
В минувший четверг в рамках межрегионального конкурса-фестиваля «Кузбасс-fest: театр здесь!» на сцене Дома актера в Кемерове Петр Зубарев представил свой моноспектакль «Геройские анекдоты». А за несколько дней до этого в областной научной библиотеке имени В.Д. Федорова прошел творческий вечер Петра Михайловича, на который собрались почитатели его таланта, а также знакомые актера, режиссера и драматурга.
Каждый спектакль «Желтого окошка» уникален. Прежде всего, потому, что в театре ставят только свои пьесы, а авторами являются актеры, занятые в постановке. Зачинателем этой традиции стал старший сын Зубарева, которому на тот момент было около пяти лет. Он предложил папе поставить спектакль по пьесе Сергея Михайлова о зайце. Петра Михайловича не слишком устраивал исходный материал, но саму задумку он оценил.
«Мы решили похулиганить, – с улыбкой признается Зубарев. – Взяли конкретный текст, добавили своих шуточек – и получилось замечательно! Так и пошло, что в итоге отказались от чужих пьес. Сейчас в нашем репертуаре около 20 спектаклей, которые мы регулярно играем, чтобы не забывать их».
Весь творческий коллектив «Желтого окошка» – восемь человек, и это с учетом технического состава.
«Изначально у нас был любительский театр, в котором играло 15 человек, потом стало 25. В какой-то момент мы поняли, что уже переросли в городское учреждение: у нас есть готовый, добротный репертуар, нас знает страна, мы ездим по фестивалям, – рассказывает Зубарев. – В итоге мы пришли в администрацию и сказали: «А почему мы до сих пор кружок?!» Так мы стали муниципальным учреждением, но ставок нам дали только восемь. Правда, мы были согласны и на такое количество».
На прошедшем в сентябре в Екатеринбурге театральном фестивале «Свой» моноспектакль Петра Зубарева «Геройские анекдоты» завоевал Гран-при.
«Этот спектакль мне надиктовал – и никакой мистики в этом нет! – человек, которого уже нет в живых, – объясняет актер и режиссер. – Всё дело в том, что я проснулся в пять утра, почувствовав, что мне в голову посыпались идеи и образы, ситуации – в общем, готовый текст. Потом я опять заснул, и ко мне в видениях пришла очень талантливая актриса, работавшая в Ленкоме, Наталья Заякина, с которой мы попрощались: она умерла за полгода до этих событий. Мы с ней дружили, и она была настоящий, живой, честный человек. Я считаю ее одним из своих наставников, поэтому «Геройские анекдоты» я посвятил ей».
Редкий кузбасский театр может похвастаться зарубежными гастролями, а мариинцы, к примеру, выступали в Англии.
«На постановки пришла русскоязычная публика, и проблем с пониманием не было, – вспоминает Зубарев о спектаклях «Желтого окошка» в Лондоне и Кембридже. – Было опасение, что они другие, что они там долго уже живут, поэтому не смогут понять замысел. Но оказалось, что эти эмигранты всё знают, следят за происходящим через интернет. К нам на спектакль приходила даже актриса и основатель благотворительного фонда Дина Корзун, которая сейчас живет в Лондоне. Еще интересно было, что публика заходила в зал с бокальчиками вина, которые потом ставила под стулья. А так всё было точно так же, как у нас или, скажем, в Новосибирске».
В этом очень необычном и симпатичном театре играют как взрослые, так и детские спектакли, в том числе и для самых маленьких. Найти общий язык с юными зрителями Петру Зубареву помогает большой личный опыт: у него самого трое детей.
«Старший сын работает в Каменске-Уральском в замечательном театре, но в данный момент он отдает долг родине. Средний в Екатеринбурге поступил в этом году на актера театра кукол – тоже не уберегли! – смеется Петр Михайлович. – Только третий – наша с супругой надежда – пока говорит, что не хочет в театр»