Апгрейд для нового звучания
Прокопьевский мастер оказался в числе лучших реставраторов музыкальных инструментов России
33-летний Игорь Эшенбрейнер трудится в детской школе искусств №10 имени А.И. Хачатуряна. И, несмотря на молодые годы, опыт работы у мастера достаточно большой: уже 15 лет он дает вторую жизнь скрипкам, домрам, балалайкам, гитарам, роялям и фортепиано. Инструменты «на апгрейд» к нему привозят из разных городов нашего региона. Причем география клиентов постоянно расширяется без какой-либо особой рекламы.
Необходимо сказать, что реставрацией музыкальных инструментов в Кузбассе занимаются всего несколько человек. В данном случае хобби 12-летнего мальчика с годами переросло в редкую профессию. И это притом, что в родне мастера музыкантов не было.
«Всё началось с того самого дня, как я записался в кружок ДК имени Владимира Маяковского – хотел научиться играть на гитаре, – рассказал Игорь. – Мой преподаватель Сергей Дмитриевич Русяев оказался еще и блестящим мастером. Кстати, до сих пор я обращаюсь к нему за советом в случае спорной ситуации».
Затем Игорь выучился на гитарного мастера, а после освоил и другие направления столь кропотливого ремесла.
Профессиональное портфолио Игоря Эшенбрейнера, которое содержит описание нескольких его работ по реставрации инструментов с фотографиями «до» и «после», высоко оценили эксперты Российского национального музея музыки и признали прокопчанина одним из лучших мастеров страны. В награду наш земляк получил приглашение на международный семинар по реставрации струнно-смычковых музыкальных инструментов. Это мероприятие прошло при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства промышленности и торговли, Итальянского института культуры в Москве в сотрудничестве с Университетом Павии, Культурным округом Кремона, Фондом Антонио Страдивари. Со всей России на этот семинар съехались всего 25 человек. В течение пяти дней ведущие мировые эксперты и мастера-реставраторы проводили для специалистов из наших регионов теоретические и практические занятия по анализу состояния музыкальных инструментов, проектированию необходимых восстановительных и реставрационных работ. В процессе семинара участники освоили основные техники ремонта и консервации, а также обменялись полезными контактами.
Отметим, что мастер из Прокопьевска «реанимирует» порядка 200 музыкальных инструментов в год. А на одну серьёзную работу может уходить до месяца. Ведь нередко, чтобы починить, сначала нужно полностью разобрать инструмент, а потом вернуть каждую деталь на родное место.
«Всякий инструмент звучит по-своему, – уверен Игорь. – У всякого своё музыкальное дыхание. Мне доводилось реставрировать совершенно одинаковые инструменты, которые делали одни и те же люди, но это были абсолютно разные парадигмы. Один податливый, другой капризный, к которому нужно было найти свой ключик».
Конечно, обо всех тонкостях его дела так просто не расскажешь. У Игоря есть хорошо оборудованная мастерская, в которой он уединяется, а весь рабочий процесс больше похож на медитацию, тишину нарушают лишь звуки инструмента.
На протяжении всех лет работы Игорь пополняет свою базу материалом, который и идет на «заплаты» инструментам со сколом, трещинами, царапинами. А некоторые составляющие для реконструкции он заказывает в Питере или даже за рубежом. Кстати, по словам мастера, привезённым заморским «гостям» (материалам и деталям) необходимо привыкнуть к нашему климату, прежде чем стать частью нового «дома» – инструмента. А привыкают они около года – отлёживаются, проникаются атмосферой новых мест.
«Самый старый музыкальный инструмент, который я когда-либо держал в руках, это вековая скрипка, – вспоминает реставратор Игорь Эшенбрейнер. – Ее владелец был недоволен звучанием, а в итоге раритет обрёл второе дыхание».