Остроги на Земле Кузнецкой
В Кемеровском областном краеведческом музее продолжается цикл лекций об истории нашего края, и газета «Кузбасс» продолжает публиковать их основные положения в рамках проекта «К 300-летию Кузбасса. Взгляд в историю».
Важно подчеркнуть: если в первом сезоне лектория участвовали только кемеровские ученые, то на второй приглашаются специалисты из других городов области и даже из других регионов. Так, например, в минувшую субботу лекцию «Первые остроги на Земле Кузнецкой» провел старший научный сотрудник Института истории Сибирского отделения Российской академии наук, кандидат исторических наук Иван Каменецкий (Новосибирск).
И.П. Каменецкий – автор многочисленных публикаций, посвященных оборонительным сооружениям Сибири XVII-XIX веков. Перед выступлением в Кемерове он поблагодарил кузбассовцев за приглашение участвовать в проекте и подарил нашему областному краеведческому музею издания научных трудов сотрудников Института истории. А потом Иван Павлович обзорно рассказал о строительстве острогов Среднего Притомья: Кузнецкого, Сосновского, Верхотомского, Мунгатского, их фортификационных (оборонительных) функциях.
Главная роль
Вполне логично, что особое внимание лектор уделил самому южному форпосту Западной Сибири – Кузнецкому острогу, который имел самые значительные военно-оборонительные сооружения. Именно с Кузнецкого острога, основанного в 1618 году, началось освоение нашего края. Мы уже обращались к этой теме. Тем не менее, коснемся ее еще раз.
Новосибирский ученый подчеркнул роль существенную роль этого фортификационного сооружения.
«В процессе освоения Сибири Кузнецкому острогу отводилась особая роль. Он стал первым военным южным форпостом на территории Южной Сибири, который на протяжении долгого времени не только сдерживал натиск кочевников, но и стал главной базой продвижения русских в Верхнее Приобье и Горный Алтай», – пояснил Иван Каменецкий.
Острог представлял собой типичное деревянное укрепление – в форме неправильного четырехугольника с рублеными башнями. Описание первоначального его облика ученый нашел в книге картографа, историка Семена Ремезова, издавшего почти 300 лет назад знаменитую Хорографическую карту Сибири.
«В этом плане он совершил подлинно научный подвиг, – уверен новосибирский ученый. – Он впервые издал чертежи 29 сибирских городов и острогов. Он был не только великим картографом, но и строителем».
Также описания Кузнецкого острога сохранились у Герарда Фридриха Миллера. В течение многолетней экспедиции он описывал русские остроги, уезды.
«Сегодня наследие Миллера далеко не изучено, в архиве древних актов я пытался безуспешно почитать работы на старонемецком языке в готическом стиле. Сотрудник нашего института сумел прочитать часть материалов. Но огромная масса – три четверти – буквально недоступна исследователям. Мы не знаем, какие еще уникальные тайны откроет нам наследие Миллера», – отметил Иван Павлович.
По Миллеру, Кузнецк представлял собой военную крепость, которая имела большой военно-наступательный потенциал.
«Являясь главной опорой в регионе, Кузнецкая крепость как никакая другая отвечала планам Петра I, стремившегося укрепиться в Сибири путем строительства крупных населенных пунктов и устранения притязаний Джунгарии и Китая на неосвоенную территорию Алтая и Приирытшья».
Духовный оберег
Военная угроза – набеги джунгарских и енисейских киргизов, сопровождавшиеся большими людскими и материальными потерями, – заставляла все время заботиться о своей безопасности и увеличивать численность гарнизона. Острог укреплялся.
Чтобы предотвратить внезапное нападение кочевников, с юга на правом берегу Томи в трех верстах от Кузнецка в 1648 году был возведен Христорождественский мужской монастырь, который не раз первым принимал удар на себя.
К слову, священники чтут память о первых монашествующих на Земле Кузнецкой. Так, на сайте Кузбасской митрополии говорится о том, что по традиции там служатся заупокойные литии и благодарственный молебен перед иконой Рождества Христова, написанной в период сбора информации об этой обители одним из священнослужителей Кузбасса. Благословление на проведение таких поминальных служб митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх дал еще в 2007 году.
А на памятный образ установлена медная пластина с гравировкой имен первых насельников монастыря. Как сообщается на сайте митрополии, монастырь имел важное духовно-просветительское и стратегическое значение для всего юга Западной Сибири. В ведении обители были большие земельные наделы, четыре мельницы, переправа через Томь (и еще две версты вдоль реки предназначались для рыбной ловли), а также пастбища для скота и участки для сенокоса.
В 1700 году монастырь был разорён и сожжён кочевниками. Позже обитель возродилась и продолжала миссионерскую деятельность. Спустя 40 лет монастырь был приписан к Томской Богородице-Алексеевской обители. Осенью 1769 года Кузнецкий монастырь был закрыт, просуществовав 121 год. А в 1919-м банда Рогова, покидая Кузнецк, сожгла Христорождественскую церковь…
Другие остроги Сибири
Затем лектор остановился на периоде возникновения других острогов, причем не только на территории нынешнего Кузбасса. И главная их роль заключалась в том, что они всеми силами старались сдерживать натиск кочевников, благодаря чему русские продвигались вглубь Притомья.
Отсутствие четких границ с Джунгарией и Китаем также создавало большие трудности по защите владений. Поэтому совершенствовалась система обороны.
«Перед сибирскими властями встала сложная задача – объединить существующие крепости в единую линейную систему и тем самым укрепить государственную границу».
Формировалась линия обороны сибирских территорий.
В целом, подводя итоги, ученый отметил, что каждый сибирский острог был уникален: типовых проектов не существовало, остроги «привязывались» к местности, ландшафту, хотя схожие элементы все же были. И кто знает, чьи бы это были сегодня территории, если бы не стойкость первопроходцев.
«Это была ничья территория. На ней не было городов и острогов, кочевники хоть и бывали здесь (а Джунгария была сильным государством!), но их поселений здесь не было. Русские опередили их, своими крепостями они упредили продвижение на эти территории джунгаров, а затем Китая, – объяснил Иван Каменецкий. – Когда Китай разгромил Джунгарию, то натолкнулся на хорошо укрепленные крепости русских. И надо отдать должное правительству Петра I, которое отслеживало эти вопросы, посылало экспедиции. Благодаря центру и местным региональным властям была очерчена государственная граница. Сначала это был рубеж. И уже затем она получила четкое очертание в форме договора с Китаем».
Для полного погружения в тему посетители Кемеровского областного краеведческого музея могли осмотреть выставку «Остроги Притомья», на которой были представлены подлинные предметы обмундирования и вооружения служилых людей: пушка, кольчуга, шлем, пищаль, топорик боевой, стрелы.