«Древности Кузнецкой земли»
Так называлась лекция доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой археологии Кемеровского госуниверситета Владимира Боброва, которая прошла в Областном краеведческом музее. В рамках проекта «К 300-летию Кузбасса: взгляд в историю» приводим сжатый вариант рассказа ведущего ученого-археолога региона о том, как шло заселение нашей территории с древнейших времен.
Движение из Африки
В самом начале открытой лекции Владимир Васильевич подчеркнул, что хотел бы посвятить ее 300-летию российской археологии. Эта важная дата будет отмечаться через два года. Напомним: в июле 1721-го Даниил Готлиб Мессершмидт провел научное исследование нашей «Томской писаницы». «Я думаю, что именно с исследования этого памятника можно вести отсчет истории российской археологии», – пояснил ученый.
Прежде чем рассказать об истории заселения нашего края, Владимир Бобров отметил, что в целом проблема происхождения человека и его расселения по планете – проблема мирового уровня.
«Сегодня уже ни для кого не секрет, что колыбелью человечества является африканский континент. Более тысячи останков скелетов древнейших форм людей открыты там. И возраст самых ранних датируется ближе к трем миллионам лет. Древнейшие находки, сделанные на других континентах, – азиатские, европейские – они намного моложе. Исключение составляют Америка и Австралия (там всё начинается с появлением человека современного физического типа)», – уточняет археолог.
Именно из Африки шло расселение через Аравийский полуостров (тогда он был соединен с африканским континентом). Потребовалось более миллиона лет, чтобы человек дошел до берегов Тихого океана. Это была первая волна миграции, ее маршрут пролегал через Переднюю Азию, Алтай, Монголию, Тибет, Китай. В то же самое время менялись ландшафты, климат, происходили изменения с самим человеком. Пока это был еще Homo erectus, то есть человек прямоходящий, обладавший грубейшими примитивными каменными орудиями.
Следами той миграции стали памятники на территории Монголии, Китая, возраст которых составляет 1 миллион 700 тысяч – 1 миллион 800 тысяч лет.
Самый древний памятник на этом маршруте, что ближе к нам, – на Алтае. Обнаруженной там стоянке человека примерно 800 тысяч лет.
«Мне приходилось бывать на памятнике Кара-Кама – свидетельстве маршрута ранних людей. Нужно иметь в виду, что это еще не современный вид человека, а питекантроп. Его разновидности формировались по мере расселения человека по планете. Пройдет еще более миллиона лет, прежде чем появится человек разумный, Homo sapiens», – отмечает Владимир Бобров.
Возраст самой древней стоянки на территории нашей области, по данным археолога, – 400 тысяч лет.
«Она достаточно серьезно была разрушена Моховским угольным карьером. Там были обнаружены фрагменты – несколько грубых, примитивных орудий труда, – рассказывает Владимир Васильевич. – Она называется Мохово 1. Сравните, 800 тысяч лет и 400 тысяч… Но это всё равно еще не Homo sapiens. Хотя человек уже прошел длительную эволюцию, у него происходили изменения в речевом аппарате, в сфере мышления. Но физиологически по всем признакам он оставался на стадии питекантропа. Рядом была найдена еще одна стоянка, возрастом 300–250 тысяч лет, но уже более или менее сохранившаяся – Мохово 2. Там были найдены два рубила листовидной формы, двусторонне обработанные. Это важно: впервые на территории Южной Сибири мы встретили орудия двусторонней обработки».
К слову, вторая стоянка, рассказывает ученый, по облику материальной культуры напоминает прикаспийские памятники того же времени. И пока этот факт не получил объяснения археологов.
Где были неандертальцы?
Эпоха среднего палеолита, связанного с появлением нового вида человека – неандертальца, на территории Кемеровской области почти не зафиксирована. Хотя памятники того периода есть в горах Алтая, Саянах, в Монголии.
Существует точка зрения, закрепленная в учебниках, суть которой – в преемственности развития: от древнейших форм – к современным. То есть человек разумный происходит из одного центра и расселяется по территории планеты.
«Новосибирская группа археологов во главе с академиком Анатолием Пантелеевичем Деревянко исследовала пещеры на Алтае, в частности Денисовскую, и открыла новый вид неандертальца. И интрига в антропогенезе получилась любопытная. Я напомню, что в 1970-2000-х годах наука убрала классического неандертальца из предков хомо сапиенса. Считалось, что это тупиковая линия развития, вымершая группа. От нее он не мог произойти. Открытый новый вид неандертальцев свидетельствует о сложных процессах антропогенеза, о широком распространении вида вплоть до Тибета и Юго-Восточной Азии. Доказано, что они продолжали существовать одновременно с сапиенсами, вступая с ними в брачные отношения. Их происхождение явно связано с тем, что вот эти неандертальцы-денисовцы были ассимилированы сапиенсом», – делится своим мнением ученый.
К человеку разумному
50 тысяч лет назад появляется новый вид человека. Это уже другая страница истории. Сапиенс обладал иной культурой, орудиями, способными обеспечить его пищевым достатком, согреться от холода, построить жилище…
«Благодаря мышлению, любопытству и труду человечество прошло путь от примитивного ручного рубила до сегодняшних достижений», – резюмирует Владимир Васильевич.
С формированием homo sapiens связан заключительный период оледенения. Он приходится на человека современного физического вида. Период позднего палеолита представляет скачок в развитии человека, который выразился в производстве материальной культуры. Он соединяет качества таких материалов, как кость и камень, дерево и камень, делает сложные орудия – ножи, клинки; появляются орудия рыбной ловли, новая техника обработки камня. С изобретением новых орудий, которые помогают увеличить добычу источника существования, растет количество стоянок человека. Свидетельство тому – стоянки по реке Томи.
Кузедеевский клад – самый ранний памятник, открытый академиком Окладниковым в 1961 году. Были также найдены стоянки человека в районе Новокузнецка, в районе села Шумиха недалеко от Кемерова. Интересен комплекс на реке Кия – Шестаковская стоянка. Материалы этого периода позволили обозначить несколько линий миграции людей на территории Сибири, в том числе Кузбасса. Технологически позднепалеолитические памятники Кузбасса близки енисейским, что в Хакасии. А вот Шестаковская стоянка – ближе к западным, что в районах Прииртышья.
«Двенадцать тысяч лет тому назад произошли природно-климатические изменения. Исчезли ледники, сформировался ландшафт и климат, близкий современному. С изменением климата родовые общины, ориентированные на охоту на животных ледникового периода, которая не подходила к новым условиям, стали искать новые способы добычи источника существования. Человек изобрел то, что некоторые специалисты сравнивают с изобретением атомной бомбы – лук и стрелы, то есть дистанционное оружие. Удивительно, но это орудие промысла не имело себе равных длительное время», – отмечает Владимир Бобров.
Стоянка Большой Берчикуль очень показательна: там найдены ножевидные пластины, появляются кинжалы, ножи, другие инструменты. Широкий резонанс получило изготовление различных видов пассивной охоты – ловушки, капканы.
К финалу эпохи камня человек начал изготавливать ткань и одежду, правда, пока используя только волокна растений. Появляется керамическая посуда.
О культуре охотников и рыболовов неолита, обитавших в пределах Кузбасса, мы знаем по материалам погребений.
«К сожалению, большая часть таких находок делается случайно, во время проведения строительных работ. Одно из захоронений именно так было найдено близ села Лебеди в Промышленновском районе. Бригадир бульдозеристов-дорожников приостановил работы, несмотря на то, что его заставляли строить дорогу. Он добился, чтобы позвонили в обком партии, – и потом уже нам, в университет. По случайности я был первым получателем этой информации. Сразу выехал на место. Находки оказались очень близки тем, что обнаружены в памятниках Байкала», – вспоминает ученый.
Следующий важный этап в археологической периодике – энеолит (меднокаменный век). Владимир Бобров делает вывод о том, что переход от каменного периода к «металлу» затянулся до конца третьего – начала второго тысячелетия, учитывая физико-географические и другие особенности нашего края.
От автора
Отмечу, что, увлекшись интереснейшей темой, Владимир Васильевич за время лекции успел рассказать едва ли половину от запланированного. И потому слушателям было обещано продолжение. Впрочем, несмотря на «цейтнот», ученый еще и ответил на вопросы собравшихся. Меня, в частности, интересовало мнение специалиста о том, продолжается ли до сих пор эволюция человека. Вот что ответил Владимир Бобров:
– В 1970-1980 годах в японских кинотеатрах немного раздвинули ряды: уже немаленькие японцы не могли поместить ноги, то же самое происходит с китайцами. Является ли это изменением человека? Вообще, акселерация, когда рост человека опережал другие процессы, не определяет изменения вида. По главным признакам с момента появления «сапиенса» человек не меняется: у нас кисть руки не изменилась, не изменился и мозг – ни качественно, ни количественно. И мы с вами по-прежнему относимся к виду «сапиенс», роду «Homo», семейству «гоминид», отряду приматов.
Использованы материалы из презентации В.Боброва.