Людмила Копылова: «Слава – это преходящее…»
Об отношении к профессии, о честности, о семье и многом другом рассказала нашим корреспондентам Людмила Копылова – заслуженная артистка РСФСР, актриса Кемеровского областного театра драмы имени А.В. Луначарского.
Наша встреча состоялась накануне премьеры спектакля «Убить Илла», где Людмила Владимировна исполняет главную роль. Увидеть новую постановку и поздравить актрису можно будет 4 октября.
О родне и пении
К сожалению, я мало знаю свои корни – это беда советского поколения. По папиной линии мой дедушка – прибалт, бабушка – полька. Они познакомились в Беларуси, откуда их репрессировали, и они оказались в Казахстане. А про прабабушку, например, никакой информации не сохранилось. Что же касается маминой ветки, то у нее тоже семья переселенцев. Очень печально, что мы не знаем своих истоков…
Я бы хотела больше узнать о многих вещах, но про Великую Отечественную войну, например, мой папа никогда не говорил, он всегда молчал, когда я задавала вопросы… Зато прекрасно помню, как прекрасно он пел с двумя братьями! Я замирала и восхищалась ими! От этих эмоций я зажималась и никогда к ним не присоединялась. Кстати, когда я поступала в театральный, пела на прослушивании и слышала, как в комиссии перешептывались, что у меня не вокальная направленность…
О хитрости самовнушении
Из детства еще помню, что постоянно пропускала первые уроки в школе и бежала в кино (если были деньги, конечно). При этом, по каким-то неведомым причинам, мою маму не вызывали к директору! Даже не знаю, почему. Может, потому, что я уже научилась хитрить и обманывать, но в таком детском, наивном варианте?
Был такой случай: я очень близко дружила с двоюродной сестрой, которая жила на другом конце Алма-Аты. И вот когда я была в третьем или четвертом классе, она пригласила меня на день рождения. Но мы с ней тогда учились в разные смены, да и ехать было далеко. Я понимала, что никак к ней не успею, и придумала такой план. Родителям объявила, что после уроков поеду к сестре с ночевкой, а сама пришла утром в санчасть школы и сказала, что заболела. Медсестра дает мне градусник, но я-то знаю, что ничего у меня нет. Начала волноваться, что меня сейчас не отпустят, и я не попаду к сестре, – и температура сама поползла вверх! Медсестра сразу заохала, заахала, отправила домой и еще предложила проводить меня! Я отказалась, конечно, и поехала на день рождения. От большого желания человек всё может, в потенции у нас очень много – об этом я узнала именно тогда.
При этом я была безумно наивным человеком, меня было так легко провести! Когда уже училась в Москве, старшекурсники частенько обводили меня вокруг пальца: жаловались мне, что сломали ногу, и просили сходить в магазин, убрать в комнате и приготовить обед. Я верила им и соглашалась всё сделать.
О работе и соцсетях
Сейчас другое отношение к работе, не только к актерской – я говорю в целом. Главная цель у нынешней молодежи – получить много денег. У нас было по-другому, и трудились мы иначе: приходили к 11 утра на репетицию, потом выезжали в школу или на предприятие, устраивали творческие встречи, а вечером играли спектакль на родной сцене (тогда дома будешь после 21.00) или где-то на выезде (и в этом случае вернуться можешь глубоко за полночь). А еще же нельзя забывать о семье! Сейчас такой загруженности, конечно, нет.
Еще мне не нравится, как быстро сейчас ставятся спектакли (я не про наш театр, а про тенденцию вообще). За пару недель выучили текст, отрепетировали немного – и всё, на сцену. На первых зрителях откатывают игру и по ходу вносят правки. А должна быть вдумчивая работа. В итоге, если раньше воспитывали душу зрителя (он приходил в театр и очищался), то сейчас ничего этого нет…
Меня иногда спрашивают, что неприемлемо для меня на сцене. Я бы переформулировала вопрос так: «Что неприемлемо на работе?». Потому что есть общие принципы честности по отношению к окружающим и самой себе. Например, если тебе предстоит покинуть театр, скажи об этом главному режиссеру за полгода, чтобы успели ввести замены на твои роли. Нельзя подвести труппу, с которой ты работал. Или, допустим, тебе предлагают что-то, а ты знаешь, что не сможешь этого. Тогда лучше сразу отказаться. Мне однажды позвали во франко-итало-советский фильм, а я была беременной. Передо мной встал выбор: или сниматься, или рожать. И я отказалась от картины… Да, приходилось принимать и такие решения, но это жизнь. В этом и проявляется воспитание: ты либо позволяешь что-то себе и другим, либо нет. Про меня как-то говорил главный режиссер театра Борис Соловьев: «Она бы всё здесь имела, если бы не ее характер». Но я именно такая: не позволю в свой адрес какой-то вольности и фривольности.
Также я не понимаю повальной моды на общение в социальных сетях. В нашем театре недавно создали группу в одном из мессенджеров, где поздравляют коллег с праздниками, а у меня в душе – протест: почему я должна это делать? Я не могу через телефон, я должна увидеть человека и в глаза всё сказать и пожелать ему. Поэтому стараюсь встретиться и поздравить лично. Это мой характер.
О миграции и приспособляемости
Так получилось, что я два раза приезжала работать в Кемерово: сначала в 1979-м, а потом в 1994-м. Есть несколько причин, почему мы с супругом покинули театр драмы в 1984-м. Во-первых, миграция в театре приветствовалась. Ты приезжаешь в новый коллектив, в котором надо завоевать себе имя, – это мобилизует тебя, и ты начинаешь вкалывать. А если остаешься на одном месте, то спокойно работаешь на своих штампиках, тебе ничего никому не надо доказывать. Да, можно было не уезжать, но зуд творчества не давал покоя. Вторая причина – это то, что мы с супругом не сошлись характером с новым режиссером. У нас две личности в семье, мы с Олегом никогда не приспосабливались к начальникам и условиям.
После Кемерова мы служили в Ереване, потом в Алматы, куда нас позвал знакомый режиссер. Через какое-то время здесь, в Кемерове, у нас родился внук, Олег приехал сюда и встретил Бориса Соловьева, который уговорил вернуться. Так с 1994 года мы здесь и работаем.
О карьере и главном
Мы с супругом женаты 45 лет. Семью поддерживать очень сложно, это адовый труд – говорю без всякого кокетства! Встречаются два человека, совершенно разных, и надо пристроиться друг к другу. Это очень сложно… К тому же в актерских парах своя специфика: кто-то начинает быстро идти, обгонять, кто-то – медленнее. Самое главное в такой ситуации – понять и дать возможность человеку реализовать себя.
Очень жалею о том, что большую часть времени отдавала театру, а не своим близким. Никакая работа не сравнится с тем, что ты – мать и жена. Да, можно попытаться совмещать, но успеха тогда не жди. Если ты полностью отдаешься карьере, то семья у тебя на втором плане. Нам с супругом обоим хотелось быть заметными, но не надо этого, слава – это преходящее… Сейчас смотрю на молодежь, а они рвутся на сцену, и им кажется, что это – главное. Про себя думаю: «Господи, как же вы ошибаетесь!»
Между тем
Людмила Копылова многие годы идет по жизни рука об руку со своим супругом. Поэтому мы не могли не спросить у заслуженного артиста России Олега Кухарева о его жене: какая она на сцене и в реальности. В ответ на это Олег Сергеевич зачитал отрывок из своих зарисовок:
«Люда избавила меня от дурной бесконечности других женщин. В молодости она была так красива и талантлива, что всем актрисам театров, где мы работали, впору было бы идти к ней в одевальщицы. Ей всегда было труднее, чем мне».
После небольшой паузы Олег Кухарев продолжает:
«Знаю некоторых актрис, которые сочли эту фразу не очень приличной, откровенным высказыванием на уровне эксгибиционизма. А другие сказали: «Дай Бог, чтобы обо мне муж так написал!».
Год назад Людмила Владимировна попала в автоаварию.
«Когда ее сбила машина, я на секундочку представил, что ее нет. Я понял, что завтра умру, просто лягу – и умру, – признается Олег Сергеевич. – Потому что все смыслы, все притяжения – все в ней. Вот так».
Личное дело
Людмила Копылова родилась в Алма-Ате. Окончила театральное училище имени М.С. Щепкина. Служила в российских театрах (Перми, Орла), а также Казахстана и Армении. Время работы в Кемеровском областном театре драмы: с 1979-го по 1987 год и с 1994-го по сегодняшний день.
Сейчас увидеть Людмилу Владимировну на сцене зрители могут в спектаклях «Дорогие мои бандитки», «Девичий источник», «Пока она умирала», «Записки из Мертвого дома», «История одной души», «Макбет», «Калека с острова Инишмаан», «С наступающим на вас…», «Трехгрошовая опера», «Маленькая Баба-Яга». В премьере нынешнего сезона – спектакле «Убить Илла» – Людмила Копылова исполняет главную роль.