Тайны творчества, гибели и наследия Владимира Вучичевича-Сибирского
Известный художник ушел из жизни сто лет назад – 12 сентября (по старому стилю) 1919 года.
Жертва уязвленного самолюбия
Подробности трагической кончины семьи живописца и его самого до сих пор леденят душу. Кузбасский краевед Наталья Артюхова, которая уже более 30 лет занимается изучением биографии В.Д. Вучичевича-Сибирского, отмечает, что в его судьбе до сих пор остается много неразгаданного и таинственного. Начиная с даты – 09.09.1919, когда произошло нападение на семью художника, который всего-то чуть больше года как переехал в Крапивинский уезд, чтобы писать красивые пейзажи нашего края…
«На заимке в глухой тайге вблизи нынешнего поселка Зеленогорский художник погибает, порубленный бандой дезертира Александра Сажина. Убийцы не пожалели ни художника, ни его жену, ни детей, – рассказывает Наталья Филипповна. – Причиной нападения было честолюбие: художник не разрешил Сажину жениться на одной из своих дочерей. Александр считался в деревне парнем начитанным, но образование простого деревенского парня явно не дотягивало до образованности Людмилы и Натальи. Сажин, конечно же, не был девушкам ровней… Во время Гражданской войны распоясавшиеся головорезы посчитали, что можно безнаказанно убивать и грабить. А семья художника считалась богатой даже по меркам города».
Раненого Вучичевича-Сибирского привезли в больницу Щегловска (Кемерова), где он умер 12 сентября 1919 года. Через три дня Владимир Дмитриевич был погребен на кладбище села Усть-Искитимского. Краеведы поясняют, что это место в самом центре областной столицы, где сегодня находится Государственная филармония Кузбасса.
Родоначальник космической живописи
Родился Владимир Вучичевич летом 1869 года в селе Сенное Харьковской губернии в семье потомственного дворянина. Неудивительно, что в 14 лет его отдают в морское училище. Но он не заканчивает его, а поступает в киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко, где получает художественное образование и начинает всерьез заниматься живописью. Уже с 1892 года Вучичевич участвует в выставках в разных городах России. В 1899 году он совершает творческую поездку на Урал, а через год отправляется путешествовать по Сибири. В итоге остается жить в Томске. Но в 1918-м вместе с женой и пятью детьми переезжает и вовсе в глубинку – в Крапивинскую волость.
Почти 20 лет художник прожил в Сибири. По оценкам искусствоведов, в общей сложности он написал до тысячи полотен. Сейчас же известно о менее чем полусотне картин. Они находятся в музеях Кемерова, Томска, Иркутска, Красноярска, Барнаула.
«После гибели Владимира Дмитриевича с заимки на двадцати четырех возах везли его имущество, в том числе и картины, в уездный центр Щегловск. А сколько еще полотен оставалось в то время в домах местных жителей, которым художник охотно дарил свои пейзажи, эскизы, наброски их портретов! Искусствоведы до сих пор пытаются найти затерявшееся в прошлом его наследие. То тут, то там появляются картины Вучичевича-Сибирского в разных местах России в частных коллекциях», – рассказывает Наталья Артюхова.
По ее словам, некоторые работы Владимира Дмитриевича изначально удивляли новизной творческого подхода. На одной из выставок в Санкт-Петербурге большое впечатление на зрителей произвело экзотическое полотно, на котором была изображена лунная местность «Аппенины». Он писал эту работу, наблюдая в телескоп за Луной.
«Если бы Вучичевич взялся писать только лунные ландшафты, он бы прославился на века. В то время тема космоса в живописи еще никем не разрабатывалась», – уверена краевед.
Наталья Филипповна отыскала в учебниках по истории живописи упоминание об итальянском художнике Д.Ж. Барбьери, который впервые написал лунный пейзаж в 1616 году. Позже изображение Луны в окружении звезд появилось у немца Фридриха Каспара, голландца Винсента Ван Гога, англичанина Д.А. Гримшоу, у наших великих живописцев И.И. Левитана, А.И. Куинджи, И.И. Айвазовского и других. Однако это были пейзажи с Луной, то есть земные пейзажи, освещенные ночным светилом.
История космической живописи навсегда сохранит имя еще одного представителя этого жанра изобразительного искусства – первого художника-космонавта, нашего земляка Алексея Архиповича Леонова.
«Но все-таки первым в мире представителем космической живописи был Владимир Дмитриевич Вучичевич-Сибирский», – настаивает Наталья Артюхова.
В память премия и постеры
За долгие годы изучения биографии и творчества художника Наталья Филипповна подготовила книгу «Хроника рода Вучичевичей». Она должна быть выпущена в свет московским издательством, и тогда сама фигура и наследие самобытного живописца наверняка приобретут новых почитателей.
Как рассказали в Крапивинском краеведческом музее, биографией Вучичевича также много занималась Таисия Чумаченко, энтузиаст музейного дела и первый его директор. В свое время она встречалась с соседями Вучичевича, жителями деревень Калашное, Бартеновки – очевидцами и косвенными участниками разыгравшейся на заимке трагедии. Таисия Павловна записывала воспоминания этих людей. В результате в музее появилась экспозиции «Гостиная художника В.Д. Вучичевича-Сибирского».
Отправной точкой роста интереса к творчеству художника стала крупная выставочная акция в 1994 году. По предложению кузбасского краеведа и искусствоведа М.М. Кушниковой и московского исследователя Ф.А. Монахова межрегиональная передвижная выставка произведений В.Д. Вучичевича-Сибирского, приуроченная к 125-летию художника, экспонировалась в городах Сибири. В 1995 году администрацией Кемеровской области была учреждена именная кузбасская премия в области культуры и искусства имени В.Д. Вучичевича-Сибирского за произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
Как сообщила директор Крапивинского районного краеведческого музея Елена Иванова, в поселках Крапивинском и Зеленогорском именем художника названы улицы. А на стене их музея в честь 140-летия художника была установлена мемориальная доска.
И вот нынче, в год 150-летнего юбилея В.Д. Вучичевича-Сибирского несколько сибирских музеев дали разрешение на выпуск постерных копий его работ. Они сделаны с подлинников и уже украсили Крапивинский музей. Разрешение было получено от Кемеровского и Томского областных краеведческих музеев, Новосибирского художественного музея. В результате получилось двенадцать аутентичных картин.
«В музее мы открыли новую экспозицию, копии полностью соответствуют размерам, цветовой гамме подлинников, – подчеркнула Елена Николаевна. – Так что теперь все наши жители могут на них полюбоваться».
17.10.2020 в 16:12
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как можно связаться с Наталией Артюховой. Желательно электронный адрес.
Ответить