Эдуард Артемьев: «Я чувствую, как время сжимается»
Кемерово стал первым городом на гастрольной карте симфонической сюиты «Алтайский сказ. Полет над временем». Осуществила постановку Государственная филармония Алтайского края, а музыку написал композитор Эдуард Артемьев. И на премьере в столице Кузбасса Эдуард Николаевич побывал лично.
Жанров нет. И точка!
Как рассказала директор филармонии Алтайского края Елена Надточий, однажды Эдуард Артемьев признался ей, что хотел бы поработать с этническими мотивами. Елена Леонидовна подхватила эту идею. Так и появился замысел создать сюиту «Алтайский сказ. Полет над временем».
«Фольклор и профессиональная музыка – не отдельное, а одно целое для меня, – объясняет Эдуард Артемьев. – Фольклор, связанный с Алтаем (это удивительное горловое пение, необычайные инструменты), я пытался внедрить в симфоническое полотно. Я думаю, что здесь сочетание произошло. По крайней мере, я доволен результатом».
Интересно, что Эдуард Николаевич не признает музыкальных жанров в принципе.
«Они не существуют для меня. Мир музыки неразделим и бесконечен, – говорит композитор. – Я использую любые инструменты, если считаю их необходимыми».
В этом он видит влияние рок-музыки, расцвет которой произошел в 60-х годах прошлого века. А в 1970-м Эндрю Ллойд Уэббер создал рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» и, по сути, перевернул весь мир с ног на голову: до него музыканты, работавшие над религиозной тематикой, прибегали к церковной традиции, а Уэббер сочинил песни-хиты!
Мюзиклы после кино
Несмотря на солидный возраст (а 30 ноября Эдуарду Николаевичу исполняется 82 года), он активно работает.
«Я чувствую, как время сжимается, поэтому составил план, но уже отстаю от него, – сетует композитор. – Надеюсь закончить начатые сочинения. Плюс еще два мюзикла есть в разработке. Один – по известному фильму «Раба любви»: Никита Михалков собирается его поставить в театре».
Второй мюзикл – «Щелкунчик». У этого произведения тоже любопытная предыстория. Несколько лет назад режиссер и друг композитора Андрей Кончаловский предложил ему написать саундтрек к фильму «Щелкунчик и Крысиный король», для этого необходимо было переработать музыку Петра Чайковского.
«Когда занялся этим вплотную (я, конечно, знал партитуры, но не более), понял, что Чайковского невозможно исправить, иначе все рассыплется», – вспоминает мастер.
Тот фильм, к сожалению, провалился в прокате. А Эдуард Николаевич сейчас готовится к премьере мюзикла «Щелкунчик», которая состоится в январе в одном из главных театров страны, и лихорадочно дописывает последние куски.
Любовь и случай
Эдуард Артемьев – один из самых маститых советских и российских композиторов. Поэтому закономерен вопрос, кого из плеяды современных авторов он может выделить.
«Мне симпатичен Артем Васильев. Он называет себя моим учеником, но это не так, я ему только читал лекции, – рассказывает Артемьев. – Артем окончил консерваторию в Москве и уехал в Англию, где вел кафедру современной музыкальной технологии в консерватории. Этим он занимался на протяжении двенадцати лет. А дальше случилась катастрофа, как я это со смехом называю! Во время очередного визита к родителям он случайно познакомился с девушкой, и у них начался бурный роман. Артем сделал избраннице предложение и пригласил переехать в Англию. А она отказалась! Сказала, что никуда из Москвы не поедет. И Артем вернулся обратно, в Россию. Что касается его профессиональных заслуг, то он потрясающе одаренный человек. Васильев всё может – просто поразительно! Один из последних фильмов, к которому он написал музыку, – «Экипаж». Много в его копилке и сериалов исторической тематики. Артем сейчас нарасхват».
Любовь и в жизни самого Артемьева сыграла большую роль. Его супругой стала одногруппница по консерватории Изольда. Однако она бросила музыкальную карьеру и пошла работать на радио, потому что верила в талант мужа даже во время его простоев. Именно там, на радио, произошла судьбоносная встреча.
«Как-то к ним в редакцию пришел один известный режиссер и посетовал, что композитора, который должен был написать музыку к его новому фильму, переманили. Отмечу, что в советское время не подписывали договоры и к обязательствам относились иначе, – вспоминает Эдуард Николаевич. – И этот режиссер спросил, не знает ли моя жена хороших композиторов. На что она ответила, что да, ее муж как раз такой. Режиссер ей сказал: приводи, послушаем его».
Благодаря случаю началась и актерская карьера Артемьева, правда, в его фильмографии всего три роли.
«Как-то знакомый позвонил и спросил, не хочу ли я заработать 70 рублей. Конечно, я согласился! – со смехом рассказывает композитор. – Выяснилось, что в фильм Самсона Самсонова «Арена» нужен музыкант на роль тапера, который умеет играть – тогда бы не пришлось делать замены. Так я попал в кино».
К слову, с этим фильмом вообще связана целая цепочка случайностей, которая повлияла на жизнь Артемьева. Ведь изначально на «Арене» должен был работать композитор, которого впоследствии переманил Михаил Ромм на «Девять дней одного года». Самсонов, узнавший, что Артемьев – не просто музыкант, но и композитор, предложил ему попробоваться. Съемочная группа была против, но тогда режиссер был главным человеком в кино: именно ему выделились деньги на съемки. В итоге «Арена» стала одним из первых фильмов, к которому Артемьев написал музыку, и послужила своеобразной стартовой площадкой для последующего звездного пути композитора.
Личное дело
Эдуард Артемьев – Народный артист Российской Федерации, многократный лауреат Государственных премий РСФСР и РФ. Написал музыку к многим кинокартинам и мультфильмам (в общей сложности более 150). Работал в том числе с такими известными режиссерами, как Андрей Тарковский (в фильмах «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Солнечный удар» и другие) и Андрей Кончаловский («Ближний круг», «Одиссея», «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и другие).