Чтобы история нас лучше учила

В Кемерове стартовал образовательный проект «Школьный музейный туризм».
Он рассчитан на два года, то есть к 300-летию освоения Кузбасса музейное дело предполагается вывести на новый уровень. Отметим, что сегодня в городе 67 школьных музеев (в 96% от общего числа всех средних общеобразовательных учебных заведений). Девять носят звание «народный», 26 – «отличный». Главная цель программы – улучшить качественный и количественный показатели поисковой, экспозиционной и экскурсионной деятельности.
Так, в рамках проекта планируется значительно усилить конкурсное движение для активистов-музееведов, а взаимообмен опытом должен стать продуктивней. В данном аспекте достигнута договорённость о сотрудничестве с кемеровскими вузами – институтом культуры и госуниверситетом: для школьников организуют мастер-классы и стажировки на кафедрах музейного дела и истории России. Также есть намерение увеличить количество поездок – как поисковых, так и в другие школьные музеи региона.
Особенности проекта обсудили на педагогическом фестивале «Август-2019», который прошел в Кемерове. Важно, что были обозначены проблемы и пути их решения, которые помогут школьным музеям привлечь к работе больше молодежи.
Автором разработки «Школьный музейный туризм» стал Евгений Леонов, кандидат культурологии, заведующий отделом гражданско-патриотического воспитания детей и подростков кемеровского Центра дополнительного образования детей им. В.Волошиной.
С чего всё началось
«В настоящее время в России, несмотря на огромное количество школьных музеев, которых насчитывается более 70 тысяч, нет чёткого формирования структуры и единых требований, предъявляемых к работе, – констатировал Евгений Евгеньевич. – Однако значение школьных музеев в обществе возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональных программ по патриотическому воспитанию молодёжи». Евгений Леонов напомнил, что первый подобный музей был открыт в Иркутске в 1782 году при городской школе. «История этого музея, можно сказать, классически характеризует проблемы, связанные с музеями такого типа, когда практически вся деятельность зависит от энтузиастов, – отметил докладчик. – Так получилось и с иркутским музеем, который после отъезда его организаторов и смены местной власти перешёл в состояние забвения, потерял здание, но был возрождён Русским географическим обществом, превратившим его в крупнейший музей в Сибири, ныне он носит название «Иркутский областной краеведческий музей».
В Кемеровской области школьные музеи стали появляться в середине XX века и постепенно превратились в важное звено образовательного процесса. «Кроме того, в нашем регионе исторически сложилась связь между музеями и областной станцией юных туристов (Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий), – добавил автор проекта. – Особенно активно образование школьных музеев шло в начале 1960-х и было связано с проведением всесоюзных, всероссийских и местных краеведческих мероприятий». В настоящее время на территории Кузбасса функционируют более 400 подобных организаций.
Периоды становления
«В 1980-е школьные музеи продолжают развиваться и приобретают большую популярность, – отмечает Евгений Леонов. – Их руководителями становятся энтузиасты, которые все еще занимаются поисками ключевых аспектов в работе».
Однако уже с 1990-го по 1994 год интерес к музейному делу стал угасать. Оно и понятно: кризис в целом по стране. Многие музеи просто закрывали, а экспонаты выбрасывали или выкрадывали. Похожая ситуация была и в Кемерове. Большинство музеев приостановило свою деятельность. А к 1995 году вообще выжило только 15 из них. Зато с 2000 года по 2005-й наблюдался бурный расцвет. Именно тогда музеи появились практически во всех средних общеобразовательных школах города.
Негативные черты привычного профиля
Экспозиция большинства музеев состоит из трёх основных разделов: история школы, военная история, краеведение.
«Однако это является, скорее, минусом, так как они становятся типичными, не имея оригинальных черт», – утверждает Евгений Евгеньевич.
По его словам, с 2009 года работа школьных музеев переходит в так называемое «новое время». Их сеть окончательно сформирована (на сегодняшний день без музеев живут только три школы столицы Кузбасса). Однако в этой сфере не всё так радужно…
«Нехватка музейных специалистов, низкая заработная плата, – перечисляет Леонов. – Например, в Кемерове на август сего года лишь один руководитель школьного музея имеет квалификацию «музеевед». Также за последнее время лишь в пяти музеях была частично улучшена материально-техническая база или экспозиционное оборудование».
Мешает развитию и отсутствие современной методической литературы. Кроме того, школьные музеи не имеют возможности заниматься фондовой работой на должном уровне из-за недостаточной оснащённости необходимыми помещениями.
Сильные стороны
«В сети школьных музеев Кемерова стоит отметить не только проблемы, но и существенные положительные моменты, которые выделяют их и позволяют считать работу в целом основательной, а деятельность музея – развивающейся, – подчеркнул Евгений Евгеньевич. – Так, большую роль в организации функционирования школьных музеев играет методическая учёба руководителей и активистов. Здесь же и поисковое направление. Активисты уже собрали материалы о почётных гражданах города и области, которые были оформлены в экспозициях. Учащиеся получили материалы о выпускниках школ, участвовавших в локальных войнах в Афганистане и Чечне».
В итоге вышли в свет многочисленные издания, в числе которых, например, книга «Мгновения подвига» с рассказами учеников по воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны. Заметным событием стал и выпуск книги о педагогах «Поклон учителю», изданной в двух томах (2007 и 2011 годы).
В поисковой работе юные музееведы активно поддерживают связь с городскими и районными советами ветеранов. Результат многолетней работы – присвоение школам и школьным музеям имён выдающихся соотечественников (по состоянию на август 2019 года их имена присвоены 20 образовательным учреждениям и 26 музеям). В общей сложности в фондах сейчас находится примерно 100 тысяч единиц хранения, в том числе основной фонд составляет 65 тысяч, а научно-вспомогательный – 35 тысяч.
Развивается и экскурсионная работа. Для сравнения: за 2003 год в школьных музеях города было зарегистрировано 112 тысяч посещений, а в 2018-м их гостями стали 177 тысяч человек.
«Проект «Школьный музейный туризм» предусматривает создание маршрутов автобусных экскурсий, организацию этнологических, археологических и краеведческих экспедиций, а также проведение цикла семинарских занятий и мастер-классов, что позволит повысить профессиональное мастерство как педагогов, так и актива школьных музеев, – резюмирует автор проекта. – Проведение общих совместных мероприятий будет способствовать улучшению общемузейного взаимодействия, укреплению связей и развитию сотрудничества. Надеюсь, он активизирует краеведческую деятельность в городе и регионе в целом. Проект станет началом нового этапа в богатейшей истории школьных музеев Кемерова».