Вся жизнь на скорости
На прошедших недавно в Прокопьевске всероссийских соревнованиях по мотокроссу, в открытии которых приняли участие губернатор Сергей Цивилев и лидер байкерского клуба «Ночные волки» Александр Залдастанов (Хирург), чествовали именитых кузбасских мотогонщиков. Пожалуй, самый прославленный среди них – ленинсккузнечанин Валерий Коробков, имя которого в свое время гремело по всему Советскому Союзу. Мы встретились с ветераном спорта у него дома и узнали, чем он сегодня живет.
Победа на «козле»
Судьба самого титулованного (даже в границах прежнего СССР) мотогонщика, что родился и всю жизнь живет в Ленинске-Кузнецком, похоже, была предопределена заранее.
«Я, наверное, с пеленок сел за руль, – рассказывает 68-летний Валерий Коробков. – Еще в школе не учился, а уже сам собирал самокаты из металлолома и катался на них. А в восьмом классе смастерил самодельный драндулет – велосипед с моторчиком. Бутылки сдавал, на эти деньги и покупал запчасти».
Как только Валерию исполнилось 16 лет, он сразу сдал экзамен на водительские права. А тут еще случай помог обзавестись собственным мотоциклом.
«У меня был сосед, которого лишили прав, – объясняет Валерий Владимирович. – И он отдал мне (правда, я еще немного доплатил) свой настоящий мотоцикл М-104, называемый в народе «козлом». А я ему – свой самодельный мотоцикл типа мотика, на нем можно было без прав ездить. Так что в 16 лет у меня уже был свой заработанный самостоятельно мотоцикл. И я начал кататься».
А потом почти случайно будущий чемпион увидел, как тренируются ленинск-кузнецкие спортсмены. Это были гонщики ДОСААФа. Они как раз выстроились на старт на своих профессиональных мотоциклах.
«Я тоже на старт встал рядышком на своем мотоцикле, – вспоминает Коробков. – Стартанули, поехали по трассе. Короче, я на финиш приехал первым на своем М-104. Хотя у них были специальные спортивные мотоциклы, да и по возрасту парни были старше: мне было шестнадцать, а им – от восемнадцати».
В итоге Валерий начал заниматься в этой секции. Ему выделили спортивный мотоцикл. На нем он гонял всю зиму. К тому времени окончил восьмилетку и пошел работать на завод «Кузбассэлемент». К слову, именно там он всю свою трудовую жизнь, более 50 лет, и проработал токарем по металлу. А параллельно занимался мотогонками.
«Перещеголял Брежнева»
«Первая гонка в мотокроссе среди юношей у меня была на трассе в Полысаеве. Я тогда занял второе место на этапе областных соревнований. На следующий год мне уже дали спортивный мотоцикл получше. Дело в том, что самого крутого нашего гонщика, Селиванова, забрали в армию. В итоге его мотоцикл отдали Сашке Терещенко, мне же достался второй по состоянию кроссовый мотоцикл М-207. А через год, в 18 лет, я стал кататься на льду. Был у меня ледовый мотоцикл. Ледовый спидвей, так называются такие мотогонки. Может быть, видели, как гоняют зимой спортсмены? Едет, коленкой по льду бороздит. Раньше это направление у нас активно развивалось», – вспоминает Валерий Владимирович.
Мы вместе рассматриваем фотографии из его архива. А вот как раз и ледовые гонки на кемеровском стадионе «Химик». Гонщики действительно чуть ли не лежа на боку мчат по кругу.
Ветеран рассказывает, как он начал ездить на всесоюзные соревнования по мотогонкам. Сначала было девятое место, затем восьмое, седьмое, потом призовое третье. И вот наконец он стал победителем. И потом еще и еще. Регалии просто невероятные: заслуженный мастер спорта по мотогонкам Валерий Коробков – 23-кратный чемпион СССР, 18-кратный чемпион РСФСР, шестикратный чемпион России. И это только о «золоте» идет речь, только о первых местах.
«У Брежнева 73 медали, у меня 75. Я Брежнева перещеголял, – шутит гонщик-ветеран, показывая огромную связку золотых, серебряных и бронзовых наград, в которой больше все же (47) золотых медалей. – Я самый титулованный спортсмен СССР».
Он вспоминает, что раньше основные союзные состязания проводились в городе Каменск-Уральский, где была особенно сильная спортивная школа мотогонщиков. И там постоянно с первого по десятое места занимали местные спортсмены.
«А потом приехал я, – продолжает Валерий Владимирович. – Одного «отшил», занял девятое место. Так каждый год «отшивал» по нескольку человек. Дважды подряд был четвертым. Местные за меня болели, им надоедало смотреть только на своих, как будто это чемпионат Каменска-Уральского. Я им начал конкуренцию создавать. Я четвертое место занимаю, на построении стоим, а после него болельщики меня хватают, качают на руках. Потом я вторым стал. Потом выиграл Союз. А кто чемпион – у того на родине и проводили соревнования. Получается, я у них забрал этот чемпионат. И меня все болельщики там разлюбили, стали в меня даже бутылки кидать».
А однажды Коробков помог выиграть гонку своему ученику.
«Как-то стояли мы в Каменске-Уральском на старте вчетвером: я с Генкой Наймушиным и два местных гонщика. Там такая заруба была, кто был первым – стал последним. А я Наймушину подмогнул немножко. Его обогнал главный конкурент, еще и прижал. Я того обгоняю, передерживаю, отправляю наружу… Смотрю, Генка рванул и первым финишировал, и тогда уже я – вторым. Ему надо было первое место занять, чтобы сдать норматив на мастера спорта».
Гоняющий тренер
Параллельно с участием в мотогонках Валерий Коробков тренировал детей.
«Председатель городского ДОСААФа предложил мне возглавить мотосекцию, дали помещение. Тогда ведь государство давало бесплатно и мотоциклы, и запчасти, и обмундирование. На соревнования отправляли за госсчет, кормили, гостиницу предоставляли… Сейчас же один мотоцикл дороже машины. Надо самим всё покупать. Конечно, это дорогое удовольствие, но хорошо, что стали постепенно возрождать спорт», – уверен прославленный гонщик.
Его увлечение, кстати, передалось и потомкам:
«У меня два сына занимаются: старший уже кандидат в мастера спорта в гонках, младший – перворазрядник, внучка на спортивном мотоцикле гоняет».
Нужно признать, что мотогонки – вид спорта травматичный. Да к тому же не каждый выдержит такие нагрузки. Как же здесь добиться побед? Валерий Коробков считает, что непременные составляющие успеха – мужество и упорство:
«Многие качества у спортсмена должны быть врожденными. Я вот весь переломанный: несколько раз ключицу ломал, ребра. Постоянный гость в «травме» был. Но некоторые упадут, сломаются, и больше не занимаются, а я всегда возвращался…»
Однако и без особого таланта в данном случае точно далеко не уедешь.
«Что-то должно быть от Бога, – утверждает Коробков. – Я вот когда первый раз посмотрел на мотокросс, сразу подумал: я же так смогу! Хотя у меня еще и мотоцикла в то время не было».
Сейчас Валерий Владимирович ездит больше на машине. Его жена Любовь Михайловна вместе с мужем переживала все его взлеты и падения.
«Я поначалу ходила в Ленинске-Кузнецком на мотогонки, пока не увидела, как он упал. Потом не стала. Это не для меня», – признается супруга, с которой прославленный гонщик прожил уже 44 года.
Сегодня их семейная пара с удовольствием занимается дачей, выращивает урожай, а сам спортсмен-ветеран очень любит строить.